Культ Сталина в двух ярких примерах прибалтийской архитектуры

airport20

Признаюсь в одной своей слабости. Хоть я по убеждениям и не сталинист, скорее даже наоборот, мне очень нравится сталинская архитектура послевоенного времени.

В тот короткий период с 1945 по 1955 годы на территории бывшего Советского Союза и в соседних странах было воздвигнуто огромное количество величественных зданий, которые одним своим видом должны были вызывать уверенность в восстановление разрушенной страны и веру в торжество коммунизма. Строили тогда с небывалым размахом, используя множество классических архитектурных форм и создавая на их базе нечто совершенно новое. Строения в стиле сталинского ампира или барокко всегда поражают воображение, хотя у многих и ассоциируются с излишней помпезностью и отсутствием индивидуализма.

В своём блоге я уже не раз писал о подобных архитектурных шедеврах. Вспомнить хотя бы впечатляющую сталинскую высотку в Варшаве или Трептов-парк в Берлине. Совсем не давно я писал и о вильнюском стадионе „Жальгирис“, который уже очень скоро будет снесён. Многие тогда заметили, что подобные здания лишены функционализма и их место давно на свалке истории. Моё же мнение иное...

На этот раз я расскажу о двух очень ярких строениях того периода, которые сумели пережить смутные времена и теперь одним своим видом напоминают эпоху сталинского монументализма. Речь пойдёт об аэропортах в Вильнюсе и Риге. И если аэровокзал в моём родном городе знаком многим и уже давно удачно вписался в современные реалии, то рижский аэропорт „Спилве“ знает далеко не каждый. Сейчас он пока переживает забвение, но имеет далекоидущие планы на будущее.

airport06
2.

Центральное здание аэропорта в Вильнюсе не нуждается в особом представлении. Когда Вильнюс превратился в центр недорогих перелётов, через него проходит огромное количество пассажиров ежегодно. Но далеко не все при этом обращают внимание на его центральное здание с интереснейшим фасадом.

airport11
3.

Оно было построено в 1954 году и представляет собой типичный образец сталинского ампира. Один из архитекторов вильнюского аэровокзала, Дмитрий Бурлин, многим может быть знаком, как автор проектов Останкинской башни и могилы Неизвестного Солдата у кремлёвской стены.


4.

В Вильнюсе во время реконструкций оставили не только внешний фасад с колоннадой и оригинальными барельефами, изображающими мотивы из уже такого далёкого советского прошлого, но и сохранили внутренние интерьеры.

airport12
5.

Я здесь бывал, наверное, сотни раз и каждый раз восхищался богатой лепниной на колоннах и потолках, удивительно красивыми громоздкими люстрами и балюстрадой.

airport19
6.

Теперь здесь размещается зал прибытия.

airport15
7.

Внешне это здание тоже выглядит очень эффектно. Одни оригинальные балкончики чего стоят.

airport13
8.

Вильнюский аэропорт пережил две масштабные реконструкции в 1993 и 2007 годах. Были построены новые терминалы, парковки и подъездные пути.

airport14
9.

Просто удивительно, как при этом бережно отнеслись к наследию сталинских времён.

airport16
10.

Кстати, в 1995 году я лично участвовал в реновации здания авиакасс. Тогда меня, только что закончившего строительный факультет бакалавла, определили сюда помощником прораба. Этот проект оказался первым и последним моим местом работы по данной специальности. Вот как это здание выглядит в наши дни.

airport18
11.

Работы по реконструкции аэропорта не прекращаются и сейчас. В частности в данный момент строят новые подъезды для общественного транспорта.

airport17
12.

Рижский аэропорт „Спилве“ очень похож по форме на вильнюский и в тоже время разительно отличается от него по содержанию. Мы его посетили в начале года. Стояла унылая пора межсезонья, которая только подчеркнуло забвение этого некогда одного из красивейших зданий рижской столицы.

airport02
13.

Этот аэропорт был построен почти одновременно с вильнюским в 1954 году на месте разрушенного в годы войны. Его также строили немецкие военнопленные и он также является памятником сталинского архитектурного монументализма. Его архитектор, Сергей Воробьев, постарался вложить в своё детище максимум блеска и роскоши.


14.

Тяжёлые колонны, мраморная облицовка, прекрасные барельефы и богатая внутренняя отделка – в своё время это здание поражало своей красотой и мощью. Внутри помещений полы были застелены дорогими китайскими коврами.


15.

Здесь был лучший ресторан в городе, которым руководил известный на всю страну шеф-повар из Грузии. К сожалению, очень быстро аэропорт перестал справляться с растущим пассажирским потоком и уже в 1974 году был построен новый аэропорт в Марупе, который поставил точку в карьерном росте старого аэропорта.

airport09
16.

Понемного тот пришёл в упадок, а с независимостью Латвии и вовсе был забыт и заброшен. Удивительным образом за последнюю четверть века это здание не похерели и не развалили. Сохранился даже большой советский герб на фасаде здания.

airport03
17.

Теперь здесь внутри размещается музей авиации. Правда, график его работы отсутствует.

airport01
18.

Рижане и гости столицы не сильно балуют своим вниманием этот аэропорт. А вот кинематографисты и художники его просто обожают.

airport04
19.

Мне он тоже очень понравился. Но, к сожалению, близлежащая территория здесь превращена в помойку.

airport10
20.

Былое великолепие ещё можно отследить по некоторых сохранившимся вспомогательным помещения и деталям.

airport07
21.

Читал где-то что есть грандиозные планы по реконструкции и модернизации всей этой практически заброшенной большой территории. Надеюсь при этом главное здание аэропорта „Спилве“ не пострадает и с ним обойдутся так же бережно, как это сделали в Вильнюсе.

airport05
22.

Пусть эти памятники архитектуры в определённой мере и воплощают в себе идеи культа Сталина. Как бы там ни было это часть нашей истории, память о которой должна сохраняться сквозь века...

Posts from This Journal by “аэропорты мира” Tag

promo lavagra december 30, 2015 09:04 98
Buy for 40 tokens
Сплетни, ложное бахвальство, грязная политика, еда или сексуальные проблемы – судя по топ-записям в Живом Журнале именно это больше всего волнует его читателей. Крым, Путин, курс рубля, нищеброт или Обама – вывели даже секретные кодированные слова в заголовках, которые помогаю собирать высокие…
Нечасто я летаю в Вильнюс самолетом - не помню ни барельефов, ни балкончиков )))
В следующий раз пригляжусь ;)
Вот кстати, как часто интересное рядом мы не замечаем:)
Мне тоже нравится архитектура тех времен. Странно, что в Латвии как-то не по-хозяйски отнеслись к такому красивому зданию
Не разрушили и уже хорошо!:) Придёт и его ренессанс!:)
Мне очень нравится архитектура тех времен, жаль, что в Сургуте нет ничего такого, ведь как город он начал свою историю уже в 60-70 годах, поэтому у нас с тех времен одни "хрущевки" стоят.
И я за то, чтобы сохранять такие здания, как бы не назывался этот стиль.
Да, эти строения очень выделяются на фоне современной и позднесоветской безликости...
В Риге - да! А в Вильнюсе - очень даже не серое и не грустное:)
тоже люблю сталианс
рижский архитектурно, пожалуй, покруче будет, но зато ваш живой )
Да, так и есть! Надеюсь и рижский вернут к жизни. Очень зачётный объект!
А вот кинематографисты и художники его просто обожают.

Spilve prokanal za Lubianku v kakoj-nibud' kliukve? :)) Ne podkinete primerov? prosto interesno
Да, вот что мне очень импонирует в Прибалтике - так это бережное отношение к культурному наследию. Даже к такому, которое, казалось бы, должно отторжение вызывать. И даже в глуши можно встретить маленькие станции, исторические домики, состояние которых стараются на должном уровне поддерживать.
И да, и нет. Вот же недавно писал про стадион, который мог бы жить, но его сносят. нЕ мало уничтожено и в Риге советского наследия...
В Вильнюсе тоже сохранилась одна сталинка, но звезду с неё сняли ещё лет 25 назад:)
Мрачно-гроздно-грандиозно. Меня тоже впечатляет. Когда это только определённая неогромная и недоминирующая часть города – можно сохронить как интересность.

Смутно помню себя ребёнком в этом аэропорту Вильнюса, когда там всё вмещалось в это сталиское здание. Было тесновато, хаотично, заблуждало. Теперь, когда это только для встречающх и выхода, можно жить. :))
Мне так вильнюский аэропорт выглядит теперь совсем небольшим, а в детстве и правда всё казалось огромным и непонятным:)
угу, сталинский ампир по своему красив и уж точно впечатляющ.
Параноик не иначе видел себя императором, не зря римский стиль копировали для него.
А если серьезно, так это еще старая школа, обучавшаяся у дореволюционных профессоров, отсюда и изящество присутствовало некоторое. Потом уже все выродилось окончательно в "безликий товарищ" во всем, не только в архитектуре.
дА-да, знаменитая хрущовская борьба с излишествами!
Мне тоже очень нравятся здания сталинского периода. В аэропорте Вильнюса не была, но на фото он очень впечатляет, такой красивый! Спасибо, с удовольствием почитала отчет!
Приходят дурные мысли в голову:), но будем надеятся, что он прожил долгую, счастливую жизнь
никогда не был в вильнюсском аэропорту и не знал, что он оказывается 1950-х годов постройки, я думал он посовременнее:)
тОЛЬКО основное здение старое, всё остальное намного посовременнее