Таксисты Ирана – знакомство с кастой интеллектуалов и люмпенов

taksi05

Думаю, не многие из Вас слышали об иранском режиссере Джафаре Панахи. Я и сам до недавней поры ничего не знал о нём. А между тем этот человек хорошо известен в мире кино. Его фильмы не раз становились лауреатами международных фестивалей. С 2010 года он находится как бы под домашнем арестом и ему запрещено снимать кино или писать сценарии, а также выезжать за пределы страны. Власти его обвинили в пропаганде так называемого „грязного реализма“. Тем не менее мировая известность позволяет Панахи продолжать работать, причём подчас весьма оригинальным способом, и получать за свои новые фильмы международные премии.

Последнее его творение под названием „Такси“ уже завоевало несколько главных призов международных кинокритиков. Сюжет фильма прост до гениальности. Джафар Панахи просто сел за руль местного такси и стал возить жителей Тегерана, за одно снимая все это на камеру обыкновенного видеорегистратора. Каждый его новый пассажир раскрывает собственную оригинальную историю. Получилось необычно и здорово.



Мир Ирана глазами таксиста в этом фильме полон несуразностей, странного юмора и подчас непонятен для нашего мировосприятия. Такова и это страна, выглядящая для нас очень часто противоречивой, подчас абсурдной и балансирующая между разными крайностями.

Мне далеко до таланта господина Панахи, но в этом рассказе об Иране я хочу Вас познакомить с иранским такси и их водителями. Так уж получилось, что за 10 дней в этой стране мы на этом виде транспорта накатали больше километров, чем за целые лет 10 до этого в сумме.

Современный Иран трудно представить без такси, поэтому давайте попробуем узнать побольше о нём и с особой касте людей, ставших таксистами.

taksi23
2.

Уже много лет в путешествиях я не пользуюсь услугами такси. Это дорого, не всегда безопасно, да, и не очень удобно. Проще брать в аренду машину или пользоваться общественным транспортом, что я успешно и делал уже очень долгое время. Но с Ираном этот номер не пройдёт!

taksi20
3.

Взять в аренду автомобиль без иранской банковской карточки безумно дорого (от 70 Евро за сутки за самый экономный вариант), водить небезопасно (трафик в городах здесь может свести с ума) и чревато множеством проблем. На улицах больших городов здесь творится настоящий ад. Светофоры ничего не значат, дорожная разметка не соблюдается, пешеходы перебегают дорогу, где попало. Всё, что когда-то нам вдалбливали в школах вождения, здесь надо забыть и пытаться переучиваться на ходу к новым реалиям. Далеко не каждому это получится сделать.

taksi17
4.

С общественным транспортом всё тоже не просто. Без знания фарси и местных реалей не обойтись. Исключение составляют лишь междугородние автобусы (о них я уже успел рассказать) и поезда. Хочешь не хочешь, а без такси в городах в Иране не обойтись. Мы этим видом услуг пользовались каждый день неоднократно. Со временем даже поняли некоторые хитрости и уловки, о которых стоит рассказать.

taksi22
5.

Такси споймать в Иране проще простого. Нужно просто выйти на улицу с обречённым видом. Завидев туристов, любой незанятый таксист (и не только) мигом остановится рядом.

finansi22
6.

Простые иранские водители тоже никогда не прочь подработать на извозе. Кстати, отличить их от профессионалов просто. Все такси в Иране обычно жёлтого или зелёного цвета. В чём разница между этими двумя цветами мы так и не поняли.

iran06
7.

Самые высокие расценки бывают у таксистов, стоящих рядом с туристическими объектами, причём торговаться они не склоны. Заламывают цены и на стоянках у вокзалов. А у аэропортов, вообще, на такси чаще всего цены фиксированные. Самый дорогой такси у нас был в главном иранском аэропорту Хомейни. За 40 километров до центра Тегерана нужно было заплатить 18 Евро или 700 тысяч реалов. Торговаться в данном случае было бесмысленно, цена здесь строго фиксированная.

taksi11
8.

А вот в городах цену проезда всегда можно попробовать сбить. В Тегеране стоимость такси по городу варьировалась в пределах 4-6 Евро, в других городах же обычно не превышала 1-3 Евро. Техническое состояние машин обычно оставляло желать лучшего. По началу мы напрягались по этому поводу, но потом расслабились и перестали париться. Как говорят иранцы: „ Иншаллах!“ или “Всё в руках Господа!“.

taksi02
9.

Иранский автопарк, в целом, не очёнь разнообразный. Годы санкций дали своё. Теперь чаще всего такси здесь – это потрёпанный временем и жёстким автотрафиком Пежо Парс или какое-нибуть детище местного автопрома, типа Пайкапа или Кходро.

taksi01
10.

Внутри такси можно заметить множество интересных деталей. В первую очередь, в глаза бросаются любопытные фенички, висящие на зеркале заднего вида.

taksi13
11.

Они в разных такси разные и в тоже время чем-то все похожие. Эти обереги бывают чаще всего в виде бус, колокольчиков и хвостов.

taksi10
12.

В каждом такси в обязательном порядке можно найти коробку с салфетками!

taksi19
13.

Жаль, но обычно нашего знания фарси и владения английским языком таксистами не давало возможностей для полноценной беседы. Было и несколько исключений. В Исфахане случайно на улице мы поймали такси, водитель которого оказался бывшим механиком ралли Париж-Даккар. Этот дядечка объехал полмира, отлично знал английский язык и с удовольствием нам рассказывал о своей жизни на протяжении всей поездки.

taksi16
14.

В другом городе нам попался таксист-меломан. Мы слушали иранскую музыку и обсуждали её особенности. Кстати, этот мужик отказался с нас взять договоренную сумму, половину вернув нам назад. Удивительно! Обычно местные таксисты наоборот пытались получить пару купюр сверху, за якобы большие пробки или сложный адрес. Не стоит идти на встречу этим разводам.

taksi03
15.

Во многих такси стояли электронные таксометры, но лишь несколько раз мы видели, что их включали в поездках. Видели мы и ещё какие-то непонятные электронные агрегаты, о принципе которых можно было только догадываться.

taksi14
16.

Как и во многих странах мира таксисты Ирана представляют собой особую группу людей, даже практически почти отдельную касту людей. Обычно это были мужчины в годах, очень разного социального статуса и происхождения. Можно среди них встретить и образованных интеллектуалов. Вспомните пример Панахи в начале моего рассказа.


17.

Но чаще это обычные иранцы, работяги, если угодно сословие люмпенов, любящие поговорить, в меру своих лингвистических особенностей, обо всём на свете и не брезгующих слегка надуть нерасторопных иностранцев. Поэтому всегда стоит знать местные ставки на проезд и заранее обговаривать его стоимость. Не получается договориться – пишите сумму на бумажке и твёрдо держитесь договорённости.

taksi18
18.

В пути таксисты обязательно будут пытаться Вам рассказать о местных достопримечательностях и вспомнит что-нибуть о Вашей стране, если конечно она ему будет знакома. О Литве здесь знали единицы, зато при слове „Русия“ мигом начинали вспоминать, кто Гагарина, кто Пушкина, а кто и почему то Каспарова.

taksi08
19.

При более долгих поездках водитель обязательно предложит своим клиентам крепкого чая, а в конце пути будет не против сделать совместное селфи. Кстати, таксисты помоложе несколько раз сами просили сфотографироваться вместе на память.

taksi06
20.

Таксисты – это ходячие энциклопедии своего города. Они знают всё. Где обменять выгоднее валюту, куда стоит сходить покушать или в каком магазине дешевле купить ту или иную вещь.

taksi07
21.

Правда, по привычке мы не доверяли местным таксистам. Может и зря! Профессия таксиста намного древней, чем нам может показаться.

taksi24
22.

В иранском городе Исфахан среди туристов и местных жителей до сих пор особой популярностью пользуются покатушки на лошадиных упряжках. Это теперь аттракцион, а ведь именно такие кареты и есть прообраз современного такси.

taksi25
23.

Некоторые профессии живут вечно, а другие видоизменяются под нужды технического прогресса, но также никуда не исчезают. И такси отличный пример таких метаморфоз времени. Будете в Иране, смело пользуйтесь этим видом услуг! В конце концов, наше время, это и есть наши деньги...

taksi09
24.

P.S. Подписывайтесь на мою страницу в Фейсбуке, а также в Инстаграме. Смотрите все прибалтийские новости в ТравелБлоге. Cледите за моими путешествиями по Прибалтике и во всем мире! Заходите, подписывайтесь, читайте, комментируйте.

Posts from This Journal by “Иран” Tag

promo lavagra december 30, 2015 09:04 98
Buy for 40 tokens
Сплетни, ложное бахвальство, грязная политика, еда или сексуальные проблемы – судя по топ-записям в Живом Журнале именно это больше всего волнует его читателей. Крым, Путин, курс рубля, нищеброт или Обама – вывели даже секретные кодированные слова в заголовках, которые помогаю собирать высокие…
Колоритные водители. Даже жаль, что пост закончился )
Как понимаю цена договорная, не по счетчикам?)
Счётчики включали лишь на более дальние расстояния в Тегеране. Более нигде...
Страна, к которой нужен свой подход. Спасибо за рассказ. Фильм про таксиста обязательно посмотрю.
Фильм нестандартный, но этим и интересный:)
Вряд ли доберусь до Ирана, но полагаю, что приведенные советы справедливы и для других стран?
От иранских таксистов остались хорошие воспоминания. В Тегеране один жаловался, что муллы надоели, а при шахе жилось веселей.
Про политику многие не прочь поболтать, жаль что чаще всего на фарси:)
А есть там Советско-российский , в целом , СНГшный автопром ?
Нет, не видел, видимо, не очень популярен в этой части Ирана...
Интересно посмотреть на эту сторону жизни.
Таксисты у объектов туристических видать во всех странах ломят цены...
Да, тут сам Аллах велел обдирать гостей, как липку:)
лошадиные упряжки мне больше нравятся
интересно. но показалось, чем-то и на наших похожи )
не упомянули еще одну особенность иранского такси - в частности, правда, это только в Тегеране присутствует. Там такси (по больше части все) курсируют между определенными точками города-остановками. В основном - это обычно какие-то значимые перекрестки. Так вот, собирает он значит четыре человека (иногда и больше, кому сколько влезет) и едет по маршруту, по пути высаживая, или подбирая пассажиров, кому где надо. Такой вид такси в Тегеране очень дешево обходится в районе от 0,5 дол. и выше. Правда, для туристов это конечно не приемлемо, потому как знать надо эти самые точки, станции.
да, а устройства дополнительные - кассовые аппараты

Edited at 2016-12-14 10:16 am (UTC)
Да, я об этом слышал! Сами мы не столкнулись с этим, а вот фильме Панахи речь как раз о таком такси и идёт!
Спасибо, Станислав, очень интересно было читать ваш рассказ!
Поставляемые некогда в Россию иранские автомобили, не помню марку, с лошадиной головой на логотипе, видать, совсем не дюжат в качестве такси на родине :)
Рассказ интересный получился!
Да, это Кхордо. Есть они и среди такси. Но по сути это те же переделанные на местный макар пежо.
Не самый худший вариант заработка на пенсии:)