Подляшье - польская провинция для беларусов, русских, литовцев и даже татар

suplasl18

Во время нашей майской поездки в польский Беласток я, кроме этого очень любопытного города (репортаж о нём уже описан мною здесь ), постарался объехать и его окрестности. Эти места носят историческое название Подляшье и интересны своей порой очень спорной историей и самобытным настоящим.

При большом желании здесь можно разжечь настоящий пожар сепаратизма. Претендовать, причём не без оснований, на этот пограничный регион могут и литовцы, и русские, и беларусы, и украинцы, и даже татары.

Мы успели побывать в городке Супрасль (Suprasl), считающимся важным центом центром православия в Польше, а также посетили татарскую деревню Кружиняны (Kruszyniany). Этого хватило, чтобы понять какой непростой историей могут похвастаться эти края и каков здесь потенциал для туризма.

suplasl20
2.

Чтобы не быть голословным насчёт основ для сепаратизма, совершу небольшой исторический экскурс. Когда-то более 1000 лет назад Подляшье населяли племена ятвягов. Считается, что по языку и обычаям они были наиболее близки к литовцам.

Первым известным нам государственным образованием на этих землях стало Галицко-Волынское княжество, созданное потомками Рюриковичей в результате раздробления Киевской Руси. По сути тогда этими землями правили киевские князья. Просуществовав около двух столетий, это княжество, в итоге, распалось после конфликта с набирающей силы Золотой Ордой.

Подляшье перешло под власть Великого Княжества Литовского и оставалось в его составе несколько столетий. Ятвяги постепенно ассимилировались , смешавшись с беларусами, поляками и литовцами. В это же время здесь начинает набирать силу местная православная община. Её регулярно пополняли бежавшие от монголо-татарского беспредела русские и украинские поселенцы.

suplasl01
3.

Благовещенский монастырь в Супрасли как раз и был основан монахами из разоренного татарами Киева. Существует красивая легенда о том, как место для постройки новой обители монахам указал плывший против течения крест. Как бы там ни было, Супрасль и впрямь место очень красивое. Окружённый лесами и озёрами этот небольшой старинный городок имеет теперь статус туристическо-оздоровительного курорта, а ночлег в сезон найти здесь бывает совсем не просто.

suplasl07
4.

Самому монастырю уже более пяти столетий. При правлении Речи Посполитой Супрасль пережил свой расцвет, став важным просветительским и культурным центом всего региона. Но в истории монастыря есть и много чёрных страниц. Польские власти очень долго добивались от местных монахов обращения из православия в униатство, пытаясь подчинить их католической церкви. Несколько десятилетий это не удавалось сделать, пока не сменилось несколько настоятелей подряд. Кстати, именно при униатах в монастыре была открыта большая типография и расширена библиотека.

suplasl05
5.

После раздела Польши и включения её в состав Российской империи монастырь вновь возвращается в православие. Но всего через неполных сто лет во время Первой мировой войны православная община прекращает своё существование в Супрасли, а большинство жителей эвакуируют перед приходом немцев.

После войны новые польские власти предают монастырь католическому монашескому ордену салезианцев. Когда же Подляшье в 1939 году входит в состав Советского Союза, в Супрасли размещаются военные.

С немецкой оккупацией в монастырь было разрешено ненадолго вернуться православным монахам. К сожалению, Вторая Мировая война не обошла монастырь стороной. Отступая, немецкие войска взорвали одно из самых красивейших зданий благовещенского монастыря – главный собор.

suplasl02
6.

После войны и передачи Подляшья Польше сюда вновь вернулись салезиацы, а затем здесь размещалась сельскохозяйственная школа. Лишь около 30 лет назад монастырь был возвращён польским православным. Благовещенский собор был отстроен заново, при этом большую часть денег на его восстановление выделила Беларусь.

suplas08
7.

Конечно, я очень хотел попасть и в собор, и в сам монастырь, но, к сожалению, мне это не удалось. Ворота в монастырь закрыли перед самым нашим носом. Оказывается, буквально за несколько минут до нашего приезда, здесь начался крёстный ход в сторону самого городка. Молодой монах предложил нам заехать через час. Ничего страшного, мы решили пока осмотреть сам город. Но ни через один, ни через два часа монастырь так и не открылся. Время поджимало и нам пришлось уехать ни с чем.

suplasl03
8.

Зато о самой Супрасли я могу сказать лишь хорошее. В городе сохранилось множество старинных зданий. Один дворец Буххольцов, отстроенный более ста лет назад местным фабрикантом, чего стоит!

suplasl04
9.

Это здание в стиле модерн считается чуть ли ни единственным примером этого яркого стиля во всём Подляшье. Теперь здесь размещается художественная школа.

suplasl06
10.

В Супрасли со мной случился небольшой конфуз. Въезжая в город, я засмотрелся в боковом окне на открывшуюся панораму монастырского комплекса и... чуть не съехал со своей полосы движения на противоположную, чем сильно напугал какого-то поляка за рулём.

Когда я остановился на парковке у монастыря оказалось, что этот товарищ не поленился развернуться и посмотреть на меня. На ломанном польском языке мне пришлось оправдываться, что я не пьян и не с похмелья, а всего лишь гость, впервые оказавшийся в Супрасли и слегка растерявшийся на дороге. Оказывается, местные поляки не любят зазевавшихся водителей.

suplasl17
11.

Время, как я уже сказал, у нас было в обрез, поэтому после Супрасли мы поспешили в Кружиняны. К нашему времени в Подляшье сохранилось всего две татарские деревни (вторая поменьше носит название Боконики), где ещё сохранились небольшие мусульманские общины.

suplasl15
12.

Да-да, вы не ослышались, в глухой провинции Польши на границе с Беларусью уже около пяти столетий живут мусульмане. В их появлении здесь виноват польский король и Великий князь Литовский Ян Собеский. Он в своё время очень интересовался устройством Османской империи, знал татарский язык и мечтал раздвинуть границы своего государства до Чёрного моря. Он же принял к себе на службу много татар.

suplasl14
13.

Его завоевания на юге закончились полным разгромом. А от смерти в одном из сражений короля спас некий полковник Самуель Мурза из тех самых татар. В благодарность тот получил земли в Польше, где и обосновался вместе с ещё 45-тью семьями татар в Кружинянах. Как почти за пять столетий потомки Мурзы и его сотоварищей не потеряли своей идентичности, сохранили веру и обычаи – уму не постижимо!

suplasl11
14.

В наши дни мусульман в этой деревне осталось совсем немного. Зато здесь сохранилась старейшая в Польше деревянная мечеть и древнее мусульманское кладбище – Мицар. Сами Кружняны – это в наши дни популярное у туристов место. Сюда приезжал как-то даже сам наследный английский принц Чарльз.

suplasl19
15.

Здесь можно остановиться в очень странной татарской гостинице. Номера здесь похожи на избушки на курьих ножках, а во дворе можно обнаружить множество старинной рухляди. Здесь же можно также отпробовать оригинальной татарской кухни.

suplasl10
16.

Стоит сходить на экскурсию в мечеть и на кладбище. В этом может помочь единственный местный гид Джамиль. Мы его как раз встретили в мечети с большой группой польских туристов.

suplasl21
17.

Сама эта мечеть довольно необычна. Внешне она больше похоже на церковь. Внутри мечеть разделена на две части с отдельными входами раздельно для мужчин и женщин. Эти части внутри соединены длинным узким окном. Кроме множества картин и надписей арабской вязью обращает на себя внимание очень странный михраб, более похожий на трон. Не менее интересно и местное мусульманское кладбище.

suplasl16
18.

Здесь сохранилось много очень древних могил, обложенных камнями и с уже истёршимися от времени надписями. В другой части кладбища можно обнаружить более хорошо сохранившиеся надгробия с надписями на русском языке.

suplasl12
19.

На этом погосте хоронят и в наши дни. Надписи на новеньких ухоженных могилах уже сделаны на польском языке.

suplasl13
20.

Эта удивительная связь многих поколений поражает и заставляет уважать местную татарскую общину. Они, действительно, имеют полные права на эти земли, сумев пережить смены режимов и социальных строев, несколько войн и не растерять свою связь с этой землёй.

suplasl09
21.

Не смотря на огромное количество в Подлесье, православных навряд ли их можно заподозрить в каком-либо сепаратизме. Все эти разные народы – поляки, татары, русские и беларусы, по сути своей давно являются полноправными гражданами и патриотами Польши.

Чтут здесь и польскую историю. По дороге мы остановились у очень красивого мемориала на месте захоронения польских повстанцев, погибших в бою с русскими войсками в далёком 1831 году. Поляки всегда отчаяно сражались за свою независимость.

И как бы там ни было, Подлесье со всеми своими разными народами теперь являются частью Польши. И, как мне кажется, вполне заслуженно!

suplasl08
22.
P.S. Подписывайтесь на мою страницу в Фейсбуке, а также в Инстаграме. Смотрите все прибалтийские новости в ТравелБлоге. Cледите за моими путешествиями по Прибалтике и во всем мире! Заходите, подписывайтесь, читайте, комментируйте.
promo lavagra december 30, 2015 09:04 102
Buy for 40 tokens
Сплетни, ложное бахвальство, грязная политика, еда или сексуальные проблемы – судя по топ-записям в Живом Журнале именно это больше всего волнует его читателей. Крым, Путин, курс рубля, нищеброт или Обама – вывели даже секретные кодированные слова в заголовках, которые помогаю собирать высокие…
Дзякуй, вельмі цікавы агляд мястэчка. Была ўражана, што грошы на аднаўленне сабора давала Беларусь.

А паўстанне 1831 года не толькі польскае, але і беларускае. Проста ў нас апошнія 70 год шануюць толькі падзеі, якія тычацца 1945 года. Магіл паўстанцаў і ў Беларусі хапае. У Польшы гэта пастаўлена на дзяржаўны ўзровень. У нас - добра калі гісторыкі і аматары гісторыі прыбяруць і будуць даглядаць нейкія асобныя помнікі каб захаваць нашчадкам.
Извините, что комментарий на белоруском, показалось, что вы с Беларуси, видно с кем-то вас спутала :-)
---------------

Спасибо, очень интересный обзор городка. Была поражена, что деньги на восстановление собора давало Беларусь.

А восстание 1831 не только польское, но и белорусское. Просто у нас последние 70 лет ценят только события, касающиеся 1945 года. Могил повстанцев и в Беларуси хватает. В Польше это поставлено на государственный уровень. У нас - хорошо если историки и любители истории уберут и будут ухаживать за какими-то отдельными памятниками, чтобы сохранить потомкам.
Кстати, не только польским и беларусским, но и литовским. Да, у нас много общего в истории.
Сначала отобрал, потом подарил. С барской руки так сказать...
а караимы в Тракай - не родственники этих татар?
Нет, но в Литве татары тоже есть И НАВЕРНОЕ ОНИ СВЯЗАНЫ С ПОЛЬСКИМИ.
ничесе сколько всего намешано,
интересно, пасиб
Подляшье. Наследие московско-ордынской оккупации
Пользователь rudy_ogon сослался на вашу запись в своей записи «Подляшье. Наследие московско-ордынской оккупации» в контексте: [...] шье - польская провинция для беларусов, русских, литовцев и даже татар [...]
Подляшье. Наследие московско-ордынской оккупации
Пользователь falyosa сослался на вашу запись в своей записи «Подляшье. Наследие московско-ордынской оккупации» в контексте: [...] шье - польская провинция для беларусов, русских, литовцев и даже татар [...]
Кто знает, что нам готовит будущее. Сценариев много...
Dainiuss
(Anonymous)
Pro karaimov , ix poselil vozle Trakai kniaz Vytautas (Vitovts) privioz is Krima kak ochen vernyx soldat, kak lichnyi sustav oxRany i dal zemliu vozle Trakai ( zAmok semji Vytautasa)
Вот как бывает! Несколько раз проезжал Новогрудок и не знал что там мечеть:)
Большое спасибо за интересный рассказ!