Каунас не нуждается в особом представлении. Этот город нынче претендует на звание самого литовского по своему составу населения и его горожане считают его чуть ли не настоящей столицей Литвы. Но история Каунаса неоднозначна, сложна и полна противоречий, о многих из которых жители города либо не знают, либо стараются не вспоминать.
Я здесь бывал неоднократно, но этим летом открыл этот город для себя вновь, но уже с немного с другой стороны. За несколько поездок сюда мы вместе с несколькими друзьями осмотрели ряд старинных русских фортов царских времён, которые когда-то составляли единую оборонную систему под названием Ковенская крепость. Несмотря на разную степень сохранности, все эти сооружения до сих пор представляют собой удивительные образцы военной фортификации конца позапрошлого и начала прошлого веков.
Практически все они в данный момент заброшены и официально никому не интересны. Общая позиция каунаских властей – это не наша история и не наша головная боль. Но есть люди, которые жертвуют все свои знания и силы, чтобы эта ситуация поменялась.
Свой рассказ о Ковенской крепости я хочу начать со знакомства недавно выкупленного и постепенно восстанавливаемого в первоначальном своём виде VII форта. Сюда мы приехали по личному приглашению его теперешнего музейного директора и фактического коменданта Владимира Орлова.
2.
Стоит заметить, что я был в этом тогда лишь недавно открывшемся для посетителей форте четыре года назад. Тогда мне повезло попасть на военное костюмизированное шоу, о котором я даже написал отдельный репортаж. В тот раз мы так и не вошли внутрь форта. Пришлось ждать четыре года, чтобы исправить то упущение. На этот раз нас принимал лично директор музея, он же провёл нам интереснейшую экскурсию, за что ему огромное спасибо!
3.
Мы узнали много нового, как и о истории самого Каунаса, так и устройстве вортов. Заниматься музеями в частном порядке теперь в Литве дело очень неблагодарное и практически не приносящее какой-либо выгоды. И всё же за прошедшие пять лет музей VII форта смог выжить и продолжает развиваться. Сам Владимир – это страстный любитель своего дела, умеющий завлечь своими рассказами любого неравнодушного к истории человека. К тому же его можно считать большим экспертом в области военной фортификации и истории Ковенской крепости. Кстати, последнее время он активно помогает в реконструкции знаменитой Брестской крепости в Беларуси, а также курирует часть экспозиций музея IX форта в Каунасе. Он же борется за сохранение остальных фортов в этом городе.
4.
Что же такого особенного сохранилось в Каунасе? Это город не всегда был центром литовской культуры, но зато он всегда занимал стратегически очень важное место. Переправа через Неман и слияние с другой большой рекой Вилией или по-литовски Нерисом в этом месте сводила сюда многие торговые пути и была всегда под пристальным вниманием военных.
5.
Именно войны и эпидемии почти доконали этот важный город 200 лет назад. Во время Отечественной войны 1812 года войска Наполеона дважды здесь переправлялись через Неман и оба раза оставляли после себя от города лишь дымящиеся развалины. Каунасцы не любят вспоминать, что именно благодаря русским властям царской империи этот город сумел возродится заново.
6.
В середине позапрошлого века здесь была проведена железная дорога, затем построен мост, действовала первая электростанция. Каунас стал важным транспортным центров на пути из Санкт-Петербурга в Варшаву. Город рос небывалыми темпами и при этом литовцев тогда в нем было ничтожное количество. Перепись 1897 года зафиксировала приблизительно равное количество литовцев и немцев (!) в тогдашнем Каунасе – около 6% и 4% процентов соответственно от общего количества населения. Больше всего в те времена здесь было евреев и русских.
7.
Естественно, в виду близости потенциально опасной Восточной Пруссии российские военачальники задумались о защите города, ставшего очень важным транспортным и торговым центром. С 1882 года начинается строительство одного из самых масштабных проектов того времени – Ковенской крепости.
8.
За семь лет было построено первых семь фортов и девять батарей. Все они были возведены из кирпича по схожим типовым чертежам, приспособленным к конкретному рельефе местности. Немногим позже рядом достроили ещё один VIII форт, который замкнул кольцо обороны.
9.
Но на этом развитие крепости не закончилось. По новейшим проектам в начале прошлого века возводится IX форт, теперь наиболее известный своим музеем на месте бывшего здесь во время Второй Мировой войны концлагеря. С 1912 года начал осуществляться грандиозный проект расширения Ковенской крепости. Должны были быть построены 12 новейших фортов и множества других опорных точек на некотором расстоянии от уже возведённого кольца обороны. На фото снизу можно хорошо увидеть масштабы этого проекта (новый пояс фортов отмечен красным цветом).
10.
Тем планам не суждено было сбыться из-за начала Первой Мировой войны. Всего же над уже упомянутыми объектами трудились десятки тысяч рабочих, были истрачены миллионы царских рублей. Каунас получил огромные инвестиции и развивался в бешеном темпе. Всего в городе было возведено около 500 строений военного назначения, а в 1912 году построен первый в Литве аэродром. С началом Первой Мировой войны важность Ковенской крепости возросла многократно.
11.
К началу её штурма кайзеровскими войсками в Каунасе было сосредоточено 60-тысячная группировка российской армии, правда, это были в основном плохо обученные новобранцы и пожилые демобилизованные запасники. Проблемы возникли и с поставками боеприпасов, оружия, обмундирования и фуража. Ко всему этому добавилось и бездарное командование. В итоге, одна из самых больших крепостей Российской империи не продержалась и месяца. Конечно, не обошлось и без предательств, воровства и тотального дезертирства. Неудивительно, что в результате занятия крепости и города, немцы захватили 20 тысяч военнопленных и более тысячи пушек.
12.
Именно провал обороны Ковно послужил одной из причин отступления российских войск по всем фронтам в том числе и из героически обороняемого Осовца, о котором я не раз упомянал в своём журнале здесь и здесь.
13.
Сам же Каунас после войны стал временной столицей вновь образованной Литовской республики и вместо массово эвакуированных российских граждан сюда хлынули тысячи литовцев. С тех пор у фортов Ковенской крепости истории разнятся. Где-то их пытались приспособить под жильё, где-то под склады, а где-то под тюрьмы и магазины. Большинство из них к нашему времени были полностью заброшены. Исключение составил IX форт, где с советских времён действует музей геноцида евреев и VII форт, о котором и пойдет речь далее.
14.
Когда-то этот форт был построен, как и все остальные, за чертой города. Но со временем Каунас разрастался и теперь форт располагается в его жилом историческом районе Жалякальнис.
15.
Руководил строительством этого форта подполковник Николай Шевцов. Построенный по типовому проекту VII форт имеет несколько отличий и нововведений.
16.
Стандартные казармы здесь были оборудованы специальной центральной потерной по которой солдаты быстро и легко в случае тревоги могли попасть на свои боевые посты прямо из казарм (она хорошо видна на плане сверзу по центру). В этой теперь активно восстанавливаемой потерне тогда вместо пола было положено асфальтовое покрытие. Оно сохранилось до наших дней и теперь считается одним из старейших в Литве.
17.
Во внутренней части форта располагались четыре каземата для укрытия орудий,склады с вооружением и боекприпасами, а также несколько других специальных помещений, соединённых в одну общую систему обороны.
18.
Это форт не принимал участия в боевых действиях, поэтому он неплохо сохранился до наших дней. Больше всего переделок произошло в советские времена, когда здесь расположился так называемый „военторг“. После же Первой Мировой войны здесь был устроен Литовский Центральный архив.
19.
В 1941 году с первых же дней войны так называемые литовские Народные рабочие батальоны охраны начали сгонять сюда еврейское население города. Эту историю тоже непринято сейчас особенно вспоминать. Ведь всего за месяц только на территории VII были убиты около пяти тысяч евреев. Причём их кровь так и осталось на руках литовских псевдо-патриотов. Так в Каунасе исчезла ещё одна большая этническая группа, а после войны город стал практически полностью мононациональным.
20.
Вскоре после массовых убийств евреев, форт забрали в свои руки немцы. Он стал частью лагеря советских военнопленных „Stalag 336“. Уже даже по цифрам в названии понятно, что таких лагерей на оккупированных территориях было множество. Условия в них ужасали. Как-то я писал о подобном лагере прямо под моим домом.
21.
По некоторым сведениям в VII форт свозили красноармейцев-украинцев. От голода и истощения здесь погибло около полторы тысячи военнопленных. Удивительно, но в послевоенные годы никого не интересовали данные факты. Часть захоронений тех времён в бывших рвах обнаружили лишь совсем недавно при приведении территории форта в порядок. Кости сотен людей лежали засыпанные строительным и бытовым мусором.
22.
Возвращаясь к теме судьбы военнопленных красноармейцев можно сказать, что у большинства из них выбора не было - либо смерть, либо служение Германии. Немцам просто необходимы были помощники. Так появились Хивы – подразделения „Hilfswilliger“ или „добровольные помощники“. В этих вспомогательных войсках бывшие военнопленные служили водителями, санитарами, сапёрами или поварами.
23.
Некоторые части позже стали полноценными военными подразделениями, которые использовались, как на фронтах, так и в карательных операциях. Трудно поверить, общая численность этих подразделений до конца войны составляла более миллиона человек. С другой стороны цифра эта вполне объяснима зная, что служили здесь не только за пайки, но и за денежные довольствия.
24.
Все эти истории мы узнали во время нашей экскурсии по VII форту. Музейную экспозицию здесь нельзя назвать очень богатой. Множество артефактов Владимиру принесли простые жители Каунаса, которые взяли их неизвестно где.
25.
Здесь можно было заметить и экспонаты недавнего советского прошлого, и времён Второй мировой войны, и даже кое-что из более давнего прошлого.
26.
На территории самого форта было найдено совсем немного. Остальное собирали по немногу, где только это было возможно.
27.
Ремонт в казармах сделали так, чтобы сохранить на стенах уникальные надписи с ещё царских времён на русском языке.
28.
Однин из самых больших экспонатов музея - советская гаубица времён Второй мировой войны М-30.
29.
Но намного интересней этой скудной экспозиции оказались рассказы самого Владимира. Он знал ответы на любые вопросы и доходчиво объяснял нам все тонкости фортификационного искусства. С горечью он признал, что этой живой историей Каунаса интересуются немногие.
30.
Как ни странно среди добровольцев, помогающих ему с работой в форте, абсолютным большинством являются девушки. Почему то в наше время молодым парням не очень интересна тема военной истории. Тем не менее, в форте часто организуются тематические вечера, праздники и даже концерты.
31.
Последнее время Владимир все силы бросил на работу с детьми. Часть форта отдали под детский лагерь.
32.
Владимир не стал ограничиваться военной тематикой и сумел в бывших помещениях солдатских казарм создать настоящую химическую лабораторию.
33.
Здесь вместе с детьми работают студенты, которые учат младшее поколение ставить химические опыты, для которых в обычных школах уже давно нет ни оборудования, ни средств.
34.
Надо признать - VII форт сумел переродиться в новых для него реалиях.
35.
О том, как выглядят другие форты Ковенской крепости я расскажу в другой раз. Думаю этот материял понравиться любителям заброшек с военным уклоном. Ну, а VII форт я рекомендую всем, кто окажется в Каунасе. Время, проведённое здесь, наверняка запомнится всем любителям истории, а также подрастающему поколению. К тому же лишь экскурсия здесь может дополнить и рассказать всю историю Каунаса без прикрас и официальной риторики. Правда, стоит заранее связаться с Владимиром. Его контакты легко найти на официальной интернетной страничке www.septintasfortas.lt
36.
Journal information