В нынешних геополитических реалиях любители диванных войн часто вспоминают, что Вильнюс и Вильнюский край Литве вернул именно СССР. Непонятно только кого нынче благодарить за это щедрое приобретение. При этом немного кто вспоминает о Клайпеде, которая также вошла в состав Литвы после окончании Второй Мировой войны. Правда, Мемель превратился в Клайпеду без помощи страны Советов ещё в 1923 году.
Литовцы обожают свой единственный морской порт, который смогли почти бескровно перенять от немцев, владевшими до этого им почти 700 лет. Он разительно отличается от всех городов Литвы. Даже по прошествии многих лет он сохранил множество следов прошлого, когда Клайпеда долгие столетия была Мемелем - чисто немецким городом в составе Восточной Пруссии.
Этот город с его непростой историей люблю и я. Именно с ним связаны многие приятные воспоминания из моего детства. Вот и этим летом я побывал здесь снова и осознал, что Клайпеда для меня сродни первой школьной влюблённости. Стоило мне пройтись по его улицам вновь, и все те когда-то такие яркие чувства опять нахлынули на меня.
Давайте вместе прогуляемся по этому городу, который вполне вольготно себя чувствует на стыке между прошлым и будущем.
2.
Клайпеда моего детства запомнилась мне запахом моря, городом больших домов из красного кирпича, видом портовых кранов и кораблями, чей вид будил во мне тягу к дальним странствиям и приключениям. Моя мама приезжала сюда со мной к своей подруге ежегодно. Мы любили бродить по набережным местной реки Дане и обязательно ездили на Куршскую косу к морю. Все эти воспоминания мигом ожили в моей голове и на этот раз, хотя город сильно изменился с тех пор.
3.
Проездом я не раз бывал в Клайпеде по пути в Нерингу или просто по рабочим делам, но на этот раз я сознательно попытался оживить воспоминания моего детства. Мы с женой поселились в самом центре старого города в нескольких минутах ходьбы от театральной площади.
4.
В советские годы туризм не был развит в этом тогда чисто портовом городе. В 1945 году тогда ещё Мемель сильно пострадал во время затяжных боёв за этот стратегический центр. В городе было разрушено более 60 процентов домов. Позже было решено не восстанавливать большую их часть, а на месте разрушенных строений строить новые. В итоге, город потерял свой первоначальный облик, но лишь частично.
5.
В наши дни активно пытаются возродить то, что десятилетиями разваливали и разрушали.
6.
К тому же сейчас из Клайпеды старательно пытаются сделать привлекательный туристический центр и надо признать это понемногу получается. Правда, многие принимаемые решения выглядят спорными.
7.
Когда-то место, где заканчивается Балтийское море и начинается Куршкий залив заприметили крестоносцы Ливонского ордена. Они первыми построили здесь свою крепость, которую назвали Мемельбургом и на почти семь столетий гарантировали владение им немцами. Тот замок позже не раз разрушали и отстраивали заново, пока его остатки, в конце концов, не передали во владения корабельно-ремонтных мастерских. Сейчас замок пытаются отстроить практически с нуля. Только вот не думаю я, что этот очередной новострой как-то особенно сильно украсит город.
8.
Намного важней для Клайпеды в историческом плане выглядит Театральная площадь. Её реновация уже почти завершена. Двести лет назад на этом месте были засыпаны остатки крепостных сооружений и устроена большая рыночная площадь.С тех пор здесь происходили многие жизненоважные события для города.
9.
В наши дни здесь устраивают ежегодные фестивали джаза и самые важные мероприятия обожаемого во всей Литве „Праздника моря”. Многие любители истории вспомнят и другое судьбоносное событие для города. В 1939 году именно здесь на сохранившимся до наших дней балкончике драмтеатра произнёс свою пламенную речь Адольф Гитлер.
10.
Ради неё фюрер специально приплыл сюда на крейсере с символическим названием „Дойчланд“. Речь была посвящена возращению Мемеля в состав нацистской Германии и собрала огромное количество горожан. Их воодушевление было вполне объяснимо. С момента развала кайзеровской Германской империи к тому времени прошло 20 лет и они не принесли немецкому населению города счастья и благосостояния.
11.
Скорее наоборот. Сначала управление после окончания Первой мировой войны в Мемеле в свои руки взяли страны Антанты. В городе был размещён небольшой французкий гарнизон в 200 человек. Со статусом вольного города на манер Гданьска были категорически несогласна литовское население Мемеля. Им активно помогала и вся недавно ставшая независимой Литва. К тому же ходили слухи о передачи Антантой города Польше.
12.
Всё закончилось вооружённым восстанием, к которому присоединились добровольцы из Литвы (этакий аналог нынешних зелёных человечков из Крыма). После пятидневных столкновений власть и гибели двух французов, одного немецкого полицейского и пяти литовских добровольцев, власть в городе поменялась. К городу была тут же направлена французкая эскадра. После догих переговоров Мемель всё же был передан Литовскому государству на правах широкой автономии, которую постепенно свели на нет.
13.
Немецких горожан постоянно притесняли и не давали управлять родным городом. Именно поэтому выдвинутый в 1939 году Литве ультиматум Германии, по поводу возращения тогда уже Клайпеды во власть немцев, был воспринят здесь с огромным энтузиазмом. Дальнейшая история уже нам известна.
14.
В наши дни в Клайпеде нет немецкой общины, зато остались многочисленные следы мемельского прошлого. Старый город, правда, выглядит неким смешанием стилей от старинного фахверка до советского монументализма. Это смешание стилей только подчёркивают современные строения, которые подчас выглядят нелепым подражанием под немецкие здания прошлого.
15.
Даже архитектура советских лет на их фоне выглядит более достойно.
16.
Но самым приятным местом для прогулок в Клайпеде для меня была и остаётся набережная реки Дане. Хорошо помню, как в детстве мы всегда ходили по ней на паром к Куршкой косе.
17.
На этот раз я решил сначала прогуляться с другой стороны реки. Эта часть теперь активно развивается. Здесь можно найти много ресторанчиков, детских площадок, а также новую гостиницу в фахверковом стиле, построенную на фундаменте старой немецкой мельницы.
18.
Это исторически верно. Ведь когда-то здесь было множество кабаков и пабом для матросов со всего мира. Поговаривают где-то здесь веселился и Пётр Первый. Знаменитый русский царь гостил в Мемеле в составе так называемого „Великого посольства“ аж в 1697 году.
19.
Здесь же сохранился и до сих пор действует старинный разводной мост 1855 года постройки.
20.
Со стороны реки он перекрывает вход во внутреннюю гавань для лодок и яхт. Принцип его действия прост и изящен. Два человека по мере надобности без труда разворачивают мост с помощью простейшей лебёдки.
21.
Прямо у моста теперь расположился так называемый „Чёрный призрак”. Эта таинственная фигура, вылезающая на пристань прямо из воды особенно эффектно выглядит ночью.
22.
Разговор с этой потусторонней силой был официально задокументирован в 1595 году. Некоему часовому по имени Ханс Фон Хейде в поздний час прямо из воды вышла некая тёмная фигура в плаще и сказала, что на складах Мемеля слишком мало зерна и дров, дав понять, что надо готовится к холодной и голодной зиме. После этих слов призрак исчез без следа.
23.
Тот вечер мне запомнился своим великолепным закатом, который мы наблюдали с набережной у самого устья реки Дане.
24.
К своему удивлению, я заметил, что многие молодые клайпедайчане приезжают на набережную со своими девушками на машинах. При этом эти парочки даже не усуждали себя выйти со своих тачек. Они сидели в них с пивом и гамбургерами в руках и следили за ярким небесным действием.
25.
Огнено-красным закат солнца в темные воды Балтийского моря был для них чем-то вроде небольшого аттракциона перед ночными тусовками в городе.
26.
Уже в сумерках мы успели дойти ещё до одного символа Клайпеды –парусника „Меридиан“.
27.
У этого корабля - необычная судьба. Его в качестве контрибуции после Второй Мировой войны построила и передала Советскому Союзу Финляндия. Это судно использовалось в учебных целях курсантами мореходок Клайпеды, Калининграда и Риги. После списывания корабль переделали под плавучий ресторан. Около 15 лет назад разваливающийся на глазах корабль был продан за символический один лит некому местному бизнесмену. Но реставрация судна требовала слишком больших инвестиций и тот предложил затопить символ Клайпеды.
28.
Слава Богу, нашлись влиятельные люди, которые заступились за легендарную баркентину. После нескольких лет ремонта, когда этот корабль по сути был полностью перестроен заново, „Меридианас” вновь занял привычное место у набережной Дане, радуя всех горожан и гостей города.
29.
На следующее утро мы вновь вернулись на набережную Дане. Я хотел повторить маршрут своего детства и съездить на Куршскую косу.
30.
Для этой цели мы сели в небольшой прогулочный катер, который за скромную плату довёз нас с ветерком под самый дельфинарий с морским музеем. Эта расположенная на кончике косы часть Клайпеды называется Копгалис.
31.
Как же классно было по дороге наблюдать за жизнью города со стороны залива.
32.
Жирафы портовых кранов переносили меня мысленно в моё детство, а утреннее солнце настраивало на мажорный лад.
33.
Огромные контейнеровозы и маленькие юркие катера оживляли картину.
34.
Мне казалось, я мог бы целыми днями наблюдать за этой нескончаемой движухой.
35.
На самой косе мы прошли мимо здания дельфинария и морского музея, который разместился в старинном прусском форте, который ещё называют крепостью Копгалис.
36.
Это форт в своём роде единственный сохранившийся подобный объект в Литве. Он был построен ещё в 1865 году. В конце Второй Мировой войны немцы при отступлении пытались взорвать основные укрепления форта, но безуспешно. После здесь была закрытая пограничная зона, а разминировали и восстановили форт лишь спустя тридцать лет после окончания войны.
37.
Когда-нибуть я ещё расскажу об этом месте подробней. Теперь же нам не терпелось увидеть Балтийское море.
38.
В столь ранний час мы оказались на местном пляже практически в полном одиночестве. Пока моя жена нежилась под тихий шум прибоя в лучах утреннего солнца, я успел осмотреть оригинальный объект.
39.
Когда-то в этой части побережья находился небольшой военный порт. Поговаривали, что тут швартовались даже немецкие подводные лодки. Видимо, части железных конструкция в песке и были сохранившимися следами тех строений.
40.
На самом кончике Курской косы возле длинного прибрежного мола я заметил и другие следы военного прошлого этого места.
41.
Назад в город мы вернулись на пароме.
42.
Но до этого на косе посетили ещё одно важное для Клайпеды место – миниатюрное кладбище. Здесь находятся лишь несколько могил, но они имеют особое значение для первого литовского порта.
43.
Под обелиском в виде каменного якоря находится могила первого литовского капитана и начальника порта Людвика Стулпина. Этот легендарный человек в своё время участвовал в экспедициях к Северному Полюсу и был одним из организаторов спасения пассажиров „Титаника“. Рядом с ним теперь покоится и первый губернатор Клайпеды, а заодно поэт, писатель, историк и редактор Йонас Жилюс-Йонила. Эти люди стояли у истоков литовской истории Клайпеды и похоронены они были в очень правильном месте прямо на виду всего города, которому они посвятили остаток своей жизни...
44.
На обратном пути мы повстречали сотни клайпедайчан, традиционно спешащих из города к морю.
45.
Мы покидали этот город в твёрдой уверенности, что Клайпеда самое важное территориальное приобретение Литвы за последнее столетие. Этот город – настоящее украшение для всей моей маленькой страны и место, куда я лично ещё вернусь не раз...
46.
P.S. Подписывайтесь на мою страницу в Фейсбуке, а также в Инстаграме. Смотрите все прибалтийские новости в ТравелБлоге. Cледите за моими путешествиями по Прибалтике и во всем мире! Заходите, подписывайтесь, читайте, комментируйте.
Journal information