Укмерге – самый еврейский уездный город Литвы без евреев

ukmerge18

Евреи и их тотальное уничтожение в годы Второй Мировой войны до сих пор в Литве считается темой достаточно закрытой и неудобной. Её буквально на генном уровне литовцам не хочется обсуждать. Оно и понятно, ведь в процентном отношении Литва по количеству уничтоженных здесь евреев стоит на первом месте в мире. Страшная цифра в 95% или более 200 тысяч человек, а именно столько евреев было убито в Литве, сбивает с толку современное литовское общество. Факт, что многие литовцы принимали непосредственное в этом участие никем не опровергается, но осознавать, что всё это делалось с молчаливого согласия их прадедов как-то неприятно.

Вроде ведь мы здесь все не фашисты и не антисемиты, а получается за своё прошлое многим не то чтобы стыдно, а скорее как-то не удобно. Конечно, было случаи и спасения евреев литовцами. Только вот после массовых расстрелов спасать на самом деле уже особо и некого было.

Многим хочется про это не думать и поскорее забыть. Но даже в наши дни спустя более 70 лет в Литве можно встретить огромное количество следов, связанных именно с еврейским прошлым этой страны.

Укмерге (Ukmergė) – небольшой городок на полпути из Вильнюса в Паневежис может быть разительным примером хорошо сохранившегося еврейского прошлого. Тут практически весь центр представляет собой бывшие еврейские дома, магазины, школы и молельные дома. И при этом здесь в наши дни проживает ровно ноль евреев. Удивительно и парадоксально гулять по нему, видеть его богатое еврейское наследие и понимать, что здесь уже 70 лет нет ни одного еврея.

ukmerge23
2.

Уже на самом въезде в город со стороны Вильнюса можно увидеть огромную пустующую территорию. Это старое еврейское кладбище. Нынче о нём напоминает лишь большой памятный камень с выбитой звездой Давида, да несколько чудом уцелевших надгробных плит. Его уничтожили в 1960 году. Тогда, как и во многих других городах СССР, еврейские надгробия использовались, как качественный строительный материал. Подход был насколько рациональный, на столько и бездушный. Всё равно эти кладбища никому не были нужны, ведь на них никто не ходил и не поминал усопших. В годы советской власти о жертвах холокоста было не принято вспоминать.

ukmerge01
3.

Теперь напротив кладбища расположился странный памятник, что-то вроде современного символа Укмерге – девушка стоящая на волке. Старое название города Вилкмерге можно как раз перевести, как девушка-волк.

ukmerge06
4.

Укмерге в своё время был типичным еврейским городком, который имел ещё одно название Вилкомир. Количество еврейского населения до Первой Мировой войны здесь доходило до 70 процентов и превышало цифру в 10 тысяч человек. Литовцев же, кстати, тогда в городе жило не более шести процентов.

ukmerge08
5.

Но есть у Укмерге и литовская история. Он является одним из старейших в Литве и был основан полулегендарным князем с необычным именем Дауспрунгас более семи столетий назад. Первое упоминание о нём в записях Ливонского ордена приходится на 1333 год. Нынче только из хроник крестоносцев можно проследить последующие лет сто лет его существования. Дотошные слуги божьи с крестами на спинах скрупулёзно записывали каждую свою осаду здесь, коих было немало.

ukmerge24
6.

Местная замковая гора должна помнить частые набеги ордена меченосцев эти края. Первые лет 400 история города изобилует фактами его сжигания и разграбления. Но каждый раз Укмерге восставал из пепла и отстраивался заново.

ukmerge03
7.

Достоверно известно, что первые евреи в городе появились более трёх столетий назад. Свой расцвет их община пережила с вхождением Литвы в состав Российской империи после очередного раздела Речи Посполитой. В середине позапрошлого века император Александр II одним из своих указов ограничил количество еврейских общин в российских городах. Причём данный указ не распространялся на Прибалтику, Польшу и Беларусь. Именно этот документ стал причиной массового переселения евреев в эти области.

ukmerge07
8.

Укмерге не стал исключением. На новых территориях поселенцы начали активную деятельность, спровоцировав резкий рост экономики и торговли. В конце XIX века этот город представлял собой крупный промышленный и торговый центр. Здесь работало 5 кожевенных, 3 пивоварни, медоварня, 3 кирпичных и 2 гончарных завода. В городе было 2 нотариуса, 6 частных врачей, 11 молитвенных домов, несколько синагог, несколько школ и училищ, своя типография и литография – и всё это в абсолютном большинстве принадлежало именно евреям.

ukmerge11
9.

Второй крупной общиной Укмерге были староверы. Им, кстати, повезло пережить все тяготы двух мировых войн и сохраниться до наших дней. Более ста лет назад город приобрёл нынешний вид. Прежние деревянные постройки города регулярно уничтожали частые пожары, поэтому еврейское население начало активно строить каменные дома.

ukmerge17
10.

Их община жила компактно и нынешний центр города тогда целиком принадлежал им. А ведь всего 50 лет до этого здесь был маленький уездный городок, отмеченный разве что почтовым вокзалом по дороге из Санкт-Петербурга в Варшаву.

ukmerge25
11.

После Первой Мировой войны Укмерге сначала захватили большевики, а затем он чуть было не перешёл во владения поляков вместе с Вильнюским краем. Позже в этом ставшем приграничным городе дислоцировали первый пехотный полк литовских военных.

ukmerge27
12.

Город начал быстро наполнятся новыми жителями коренной национальности. Тогда же произошли первые погромы. Литовцам было тяжело найти общий язык со старожилами города. К тому же еврейская община держалась обособленно, и была настроена недоброжелательно к новой власти. Евреи отказывались учить литовский язык, вели бизнес только со своими и в целом пассивно саботировали любые литовские начинания.


13.

К сожалению, подобная самоизоляция лишь распалила антисемитские настроения в обществе. Тем не менее город продолжал расти и развиваться. Была пвозведена первая электростанция, проложен водопровод. В Укмерге появились первые кинотеатры, была потроена образцовая литовская гимназия, которую курировал лично тогдашний президент Литвы Антанас Сметона.


14.

Возможно, со временем еврейская община смогла бы интегрироваться в литовское общество, но война поставила жирную точку в истории евреев не только в Укмерге, но и во всей Литве. Сначала советские репрессии разожгли фашистские настроения в обществе (уж слишком много среди энкавэдистов было евреев), а затем уже немецкая оккупация подстегнула желание отомстить за все обиды еврейским общинам. Только, в итоге, произошла трагедия...


15.

За три месяца неподалёку от Укмерге в лесу были расстреляны более пяти тысяч человек среди которых около трети оказались детьми (по другим сведениям расстрелянных было около 200 тысяч). Расстрелы осуществлялись добровольцами из местных жителей под надзором немецких властей. Те же, кто и не участвовал в этих страшных преступлениях, без зазрения совести делили еврейское имущество. К сожалению, всё это делали не какие-то садисты и душегубы, а самые обыкновенные люди – крестьяне, рабочие, интеллигенции. То же самое происходило и по все Литве. Я уже писал об этом в рассказе о жемайтийском городке Тельшяй.


16.

В Укмерге даже толком не успели создать еврейское гетто, так как там просто не кому было жить. Наверное, про всё это надо обязательно помнить. Только уже ради того, чтобы подобное не повторилось. Удивительным образом после войны в Укмерге вернулось несколько уцелевших евреев из местного населения. Их спасли сталинские репрессии и ссылка в Сибирь перед самым началом войны. Жить в этом городе у них не очень получилось...

ukmerge22
17.

Теперь в Укмерге пытаются следить за сохранившимся наследием. Городок прекрасен своими старыми мощёнными улочками, обшарпанными домами и выступающими из под слоёв штукатурки старинными названиями еврейских магазинов.

ukmerge16
18.

Гуляя по этим улочкам, можно увидеть множество интереснейших строений.

ukmerge20
19.

В городе сохранилось большое здание главной синагоги. В советские годы здесь была спортивная школа.

ukmerge10
20.

А вот в этом оригинальном одноэтажном особняке когда-то размещалась религиозная школа, где изучали Талмуд и Тору.

ukmerge14
21.

В этом кирпичном строении теперь располагается кабак, а когда-то здесь был приют для детей-сирот.

ukmerge12
22.

Многие уродливые строения в городе были построены в советские годы.

ukmerge09
23.

Кое-какие из них теперь пытаются перестроить и переделать. Иногда это получается совсем не плохо.

ukmerge26
24.

Есть и другая примета времени – милые странные фигурки и детали, которые сам для себя неожиданно обнаруживаешь в непривычных местах.

ukmerge05
25.

Конечно, Укмерге в наши дни – эта типичная литовская провинция, но и она может быть прекрасна в своей естественной красоте.

ukmerge19
26.

Большая пожарная станция на окраине города напоминает о тех временах, когда ещё деревянный Укмерге регулярно горел, а профессия пожарника была одной из самых востребованных.

ukmerge21
27.

В городе и в наши дни сохранилось немало деревянных старинных домов. Одна старообрядческая церковь чего стоит!

ukmerge02
28.

Не знаю даже, хотелось ли бы мне лично, чтобы сюда пришли большие деньги Евросоюза на реконструкцию улиц и домов в центре. Кстати, в этом плане уже немало сделано.

ukmerge04
29.

Во все этой облезлости и неухоженности есть нечто удивительно привлекательное.

ukmerge13
30.

При случае съездите сюда. Отвечаю, погулка по улицам самого еврейского уездного города Литвы Вам запомнится!

ukmerge15
31.

Posts from This Journal by “Литва” Tag

promo lavagra december 30, 2015 09:04 102
Buy for 40 tokens
Сплетни, ложное бахвальство, грязная политика, еда или сексуальные проблемы – судя по топ-записям в Живом Журнале именно это больше всего волнует его читателей. Крым, Путин, курс рубля, нищеброт или Обама – вывели даже секретные кодированные слова в заголовках, которые помогаю собирать высокие…
Укмерге – самый еврейский уездный город Литвы без евр
Пользователь starcom68 сослался на вашу запись в своей записи «Укмерге – самый еврейский уездный город Литвы без евреев» в контексте: [...] Оригинал взят у в Укмерге – самый еврейский уездный город Литвы без евреев [...]
Так себе состояние у города конечно... На 2 часа погулять и ехать дальше...
В принципе,да - пары часов достаточно! Там в округе ещё много интересного - напишу при случае...
Спасибо за память. Много литовцев тут в Израиле,.
Думаю, для многих туристов из Израиля этот городок может быть очень интересен...
Укмерге – самый еврейский уездный город Литвы без евр
Пользователь sadovnikmuller сослался на вашу запись в своей записи «Укмерге – самый еврейский уездный город Литвы без евреев» в контексте: [...] Оригинал взят у в Укмерге – самый еврейский уездный город Литвы без евреев [...]
Интересный фоторепортаж, спасибо. Надо будет иметь в виду. Никогда не был в Литве, хотя польские окрестности давно объездил на велике (Сейны, Пуньск, вдоль границы). Хм, Литва может оказаться в ближайших планах на какой-то длинный уикенд, когда потеплеет для велика. Из Варшавы ведь есть поезд до какого-то пункта недалеко от границы - уже в Литве (если не ошибаюсь, Шестокай), а далее на своих колесах.

1078. Себе на велозаметку. Укмерге – самый еврейский уез
Пользователь dassie2001 сослался на вашу запись в своей записи «1078. Себе на велозаметку. Укмерге – самый еврейский уездный город Литвы без евреев» в контексте: [...] Originally posted by at Укмерге – самый еврейский уездный город Литвы без евреев [...]
Совершенно не догадывался, что этот город с такой историей.
Многие места скрывают свои истории, стоит только поинтересоваться...

Edited at 2016-02-03 11:06 am (UTC)
Больше всего евреев убито жителями СССР
Пользователь beglynka сослался на вашу запись в своей записи «Больше всего евреев убито жителями СССР» в контексте: [...] такой вот парадокс. Оригинал взят у в Укмерге – самый еврейский уездный город Литвы без евреев [...]
Очень красивый городок, были там проездом с известным тебе Роллом. Удивило, что нет фотки с медведем, ползущим по фасаду здания -- самая запоминающаяся деталь центра. И да, пиво там хорошее варят, особенно тёмное.
На 29-м фото православный храм или католический?
Католический, православного там и нет, только старообрядческий
История печальная, а место какое колоритное.
Природа очень понравилась, ну и детали.
Замечательный получился рассказ.
И каждому народу лучше всё-таки не забывать чёрные страницы в своей истории.
Чтобы не поддаваться мысли, что литовец, мол, уже потому только хорош, что литовец (русский, поляк... нужное вписать) - и этого достаточно.
№ 19 - здание пристроено к бывшей водонапорной башне.
№ 29 - архитектура от православного собора, а содержание теперь, видимо, католическое.
Кстати, верно подметили! Собор раньше был православным! Назывался церковью Святой Троицы!