СТОКГОЛЬМ НА ЧЕТВЕРЫХ
Заказав билеты и гостиницу я прочесал Интернет и составил план действий. Время у нас было немного, а посетить и посмотреть в Швеции есть что. Плюс это было наше первое путешествие на самолёте всей семьёй вместе с двумя дочерьми.
Вообще, как оказалось, Стокгольм - идеальный город для семейного отдыха. Отличная инфраструктура, порядок, спокойствие на улицах, множество развлечений для всей семьи, а также бесплатный проезд и проход для детей до 12 лет в сопровождении взрослых почти повсюду в автобусах, метро, тролейбусах, на параходиках, в музеях даёт возможность наслождаться ,не напрягаясь, семейным отдыхом. К тому же я был вынужден заказать совсем не дешёвую гостиницу рядом с самым центром города, но как бонус там мы получили 2 туристические карточки "a la corte" дававшие возможность бесплатного проезда и посещения более 50 музеев и нам с женой. Короче, в самом Стокгольме ни на что, кроме как на пиво и мороженое, мы не потратились.
Разобраться в хитросплетении местных улочек, имея в руках карту, тоже оказалось проще простого.
Итак, плотно позавтракав в отеле, с самого утра мы пустились в путь.

В первую очередь мы, конечно, ринулись в Гамластам - сердце Стокгольма и "мекку" всех туристов Швеции. Здесь на небольшом острове и зародилась столица Стокгольма 10 веков назад, постепенно перекидываясь на соседние острова и заняв со временем аж 13 из них. Теперь это плотно застроенный остров с узкими улочками, великолепными набережными и толпами разноязычных туристов. Всех их привлекает в первую очередь огромный королевский дворец (вроде как самый большой из и поныне действующих в Европе), а также примыкающий к ним собор Святого Николая (Storkyrkan St Nikolai), где c XV века короновалось большинство шведских монархов. Побродив с полчаса в уютной прохладе высоких готических залов мы поспешили на другой конец Гамластана, где раскинулась роскошная Риддархольмская церковь (Riddarholmskyrkan). Это место является своеобразным кладбищем шведских королей и аристократов под крышей. Пол здесь состоит из надгробных плит, а стены украшены множеством гербов, по которым можно проследить геральдическую историю многих знатных родов Швеции. Короче, церковь - этакий аналог лондонского Весминтского аббатства. Хотите пройтись по шведскому высшему свету в буквальном смысле - заходите.

Кстати для любителей геральдики напротив этой церкви-погоста располагается Рыцарский или Дворянский дом (Riddarhuset). Здесь можно увидеть все гербы шведской аристократии, их там более 2 тысяч. Само здание тоже одно из самых ярких примеров шведской средневековой архитектуры. Меня оно лично впечатлило - такое большое, красивое и какое-то очень притягательное для глаз.

Время поджимало и наша семья поспешила на смену караула у Королевскрго дворца (Kungliga Slottet). Стоит заметить, что внешняя выправка и вид королевских гвардейцев оставляют желать лучшего. Практически полное отстутствие воинской выдержки и какое-то непонятное распиздяйство и разхлябанность вряд ли позволит равняться им с подобными караулами Лондона, Праги или Москвы. Караульные в белых перчатках и с автоматами на плече могут, никого не стеснясь, почесаться, заговорить с прохожими или сладко зевнуть. Вот к чему приводит трёхсотлетние отсутствие войн и короткая 9-ти месячная воинская повинность
.

Смена караула привлекает множество туристов. Мы заранее выбрали местечко от которого открывался неплохой обзор всего места действия, но как только бравый военный оркестр вступил на площадь начало твориться нечто невообразимое. Толпа с фотоаппаратами и кинокамерами ринулась вперёд, грозя раздавить даже самих участников караула. Их струдом пытались оттеснить несколько гвардейцев. Короче говоря ничего путного мы не сняли и поспешили удрать вовсвояси подальше от ошалевших туристов.
Тут очень кстати на нашем пути появился вход в королевский дворец. Внутри несколько лестниц вели к разным подмузеям - Королевскому арсеналу, Королевской сокровищнице, в подземелья дворца и в, собственно, сам дворец. На просмотр всего нехватило бы и целого дня. У нас были несколько другие планы, поэтому я мужественно согласился посетить лишь то, что могло бы понравиться моим девчёнкам. Сначало мы заглянули в сокровищницу, где с огромным интересом осмотрели великолепную коллекцию королевских регалий разных эпох - короны, державы, скипетры, мечи, ордена и диадемы. Очень, скажу, зрелищно. Затем мы посетили сам дворец со множеством залов и кабинетов. К радости моих детей в одном из них были выставлены платья дейсвующей королевы Швеции. Причем рядом рапологались стенды с эскизами модных модельеров, а сами платья сопровождались фотографиями и иллюстрациями где и когда королева в них выходила в люди. Судя по количеству нарядов все они были использованы лишь раз, другой.

Но вот из душного дворца без кондиционеров мы уже спешим на прохладную набережную, где садимся в первый попавшийся параходик и плывём по водным просторам Стокгольма. Прогулка без сомнений оказалась стоящей и не только потому, что вид города с воды намного более впечатляет, но и из-за абсолютной беззаботности этой короткой, приятной прогулки. Пароходик скользил по водной глади то узких, то широких каналов и проливов иногда со скоростью черепахи, а иногда так, что нас с головой обдавало столпами брызг.

После небольшого пикника прямо на траве под сенью деревьев мы направились в Юнибакен, музей посвящённый творчеству шведской детской писательницы Астрид Линдгрен. Чесно говоря, не очень то поворачивается язык назвать это место музеем. Скорее это комплекс развлечений для детей от самого малого возраста и до лет 15/16 - множество площадок для игры, атракционы, разлекаловки, ну и конечно всё о героях книжек писательницы, которых она написала не мало. Детей здесь много, поэтому во внутрь самого музея пускают раз в час, но очередей здесь нет - все малыши резвятся и шумят на специальных площадках рядом, ну а чтобы они неперегрелись раньше времени для них устраивают театральные представления. На одно такое мы и попали. Героями здесь были незабвенная Пеппи Длинный Чулок с тремя друзьями пиратами. Играли актёры свои роли замечательно. Дети и взрослые из разных стран мира хором пели весёлые шведские песенки и мы не были исключением. Ну а когда пираты затянули какую-то ну очень грустную арию о тяжёлой доле моряков пол зала расплакавшихся малышей пришлось выносить на улицу успокаивать. Короче Пеппи в Швеции - это что-то вроде народной героини. Кстати по поводу Карсона подобной истерии здесь не наблюдается.

Но вот пришло время идти во внутрь Юнибакена и тут я понял, что в знаменитый музей Вазастан, находящийся рядом мы можем не успеть, ведь до пяти - времени закрытия большинства музеев Стокгольма - оставалось чуть больше часа. Побывать здесь и не попасть на легендарный корабль я не мог. Пришлось принять Соломоново решение - вручив жене с детьми билеты в Юнибакен и фотоаппарат я налегке бросился бегом к заветной целе.

Стоит обяснить чем же так меня привлёк данный музей. Дело в том, что внутри здания Вазастана (которое уже своим внешним видов напоминает огромное парусное судно) скрывался один из самых удивительных артефактов прошлого - практически полностью сохранившийся королевский галеон 1628 года постройки. В своё время по заказу короля строившийся корабль был оборудован дополнительным вооружением, которое его и сгубило. Судостоители неправильно расчитали осадку судна и при первом же плавании галеон вместе со всем вооружением и частью команды пошёл на дно прямо напротив набережных Стокгольма, не проплыв и 1 километра. Но нет худа, без добра. Особое свойства малосолёной воды Балтийского моря смогли сохранить корабль в течении 300 с лишним лет. В 1961 году галеон был поднят и после десятилетий реставрационных работ предстал перед нескончаемыми потоками туристов в полной красе. Для этого вокруг сухого дока было построенно специальное здание, внутри которого сохраняется постоянная температура и влажнось. Всё это я знал заранее, поэтому так хотел попасть во внутрь этого без сомнения самого удивительного музея Стокгольма. То что я увидел достойно высших похвал. При первых же шагах внутри музея в полумраке выступал корпус огромного галеона. Его мощь, величина и величие просто раздавили меня. Черный морёный дуб обшивки веками лежавший под толщью воды, как будто распостранял вокруг себя дыхание той эпохи. Этот корабль, как самая настоящая машина времени перенесла меня на столетия назад. Бушприт, шканцы, ванты, бизань, грот и фок-мачты - эти названия я заучивал в детстве и это всё было сейчас предо мной.
Музейная коллекция, растянувшаяся на семь этажей сбоку судна, заслуживает высших похвал. Так в самом низу у днищя коробля располагалась музейная композиция под девизом: "Жизнь после смерти". При подьеме на галеоне было обнаружено несколько более или менее сохранившихся скелетов людей, погибших при катастрофе корабля. Дотошные шведы смогли воссоздать облик и род деятельности этих людей.
Отдельные залы посящены постойке судна, его гибели и последующему подъему. Здесь же можно многое узнать и о военных победах и поражениях Швеции, и о многих други удивительных находках на этом корабле, которых после подъема насчитали более 14 тысяч. На корабле даже обнаружили золото - небольшой перстень, который выставлен на отдельном месте, как бы доказывая собой, что настоящие сокровища - это не обязательно золото и брильянты.

За один день мы сумели посетить 7 музеев и это был предел для нашей семьи. Но каждый из нас наверное на долгие годы сумеет сохранить в сердце свой кусочек этой поездки. Мы сумели честно на четверых поделить увиденный нами Стокгольм и никто не остался в накладе. Но в будущем я уверен мы, наверняка, вернёмся сюда, ведь здесь осталось ещё что увидеть и почуствовать. Стокгольм сумел покорить мою семью и меня лично, а я желаю ему ещё много раз одерживать подобные победы.
Journal information