Тема эмигрантов и беженцев для Европы нынче очень актуальна. Многие европейцы поделились на два противоборствующих лагеря. Одни с радостью готовы приютить у себя на Родине людей иного вероисповедания, другие же категорически против любых непрошенных гостей, особенно проповедующих мусульманскую религию.
В этом плане Литва стоит особняком. Ведь мусульмане для нашей католической страны обыденность. Из всей Прибалтики только у нас стоят мечети, которым не одна сотня лет и официально считают себя мусульманами более трёх тысяч жителей Литвы.
Как же так получилось что литовцы живут бок о бок с исламской религией уже шесть столетий и при этом абсолютно из-за этого не переживают? Ответ можно найти в небольших деревеньках неподалёку от Вильнюса.
Мы побываем лишь в одной, но с очень характерным названием 40 татар (Keturiasdešimt Totorių). Заинтриговал? Тогда вперёд!
2.
Удивительно, но уже около восьми столетий назад у тогдашнего Великого княжества Литовского начались складываться вполне деловые отношения с Монгольской империей, основанной Чингисханом, а позже и с её преемницей Золотой Ордой. Но особенно тесными и даже дружественными они стали около шести столетий назад во время правления Великого князя Витаутаса или Витовта.
3.
Политиком и военноначальником он был знатным. Ради благого дела трижды крестился то в православии, то в католичестве, при этом оставаясь по сути язычником. Витаутас постоянно заключал союзы с соседними государствами и тут же разрывал их. Он же создал боеспособную армию, которую не без оснований опасались все соседи. Именно он сдружился с небезызвестным ханом Золотой Орды Токтамышем и в своё время предоставил ему и его войску убежище в Литве. Тогда-то и появились в наших краях первые татарские деревни.
4.
Татарам были даны немалые привилегии. Они могли исповедовать свою веру, строить мечети и не менять своих устоявшихся обычаев. В замен от них требовалось исправное несение воинской службы. Их поселения размещали у важных торговых путей в княжестве так, чтобы те с случае опасности могли быстро встать на их защиту. Татары отлично обжились на новых территориях и даже прозвали Великого князя Витаутаса „белым ханом“. Себя же они называли от немного исковерканного слова мусульмане – бисурмане, трансформировавшихся в ставших нарицательными бусурман.
5.
Сам Токтамыш постепенно утратил своё политическое влияние и был убит в одном из сражений за наследие Золотой Орды. Правда, другой мусульманский предводитель Улу-Мухамед, долгие годы проживший на территории современно Литвы и даже участвовавший на стороне Витаутаса в знаменитой Грюнвальдской битве, сумел не надолго захватить власть в Золотой Орде и даже основал Казанское ханство. Но к тому моменту, обосновавшиеся в Великом княжестве Литовском татары уже чувствовали себя, как дома.
6.
Из поколения в поколения они оставались профессиональными военными и поэтому были всегда важной силой при любых правителях. В Речи Посполитой было несколько татарских полков. При правлении Российской империи был сформирован Литовско-Татарский конный полк. Даже Наполеон пользовался их услугами во время своего похода на Москву.
7.
Воевали они и во время последних двух мировых войнах. На вильнюском военном кладбище в Антакальнисе есть отдельная секция, отданная под могилы татарских военных. Вроде как, в истории насчитывается аж 25 литовских татар, достигших генеральского чина.
8.
На данный момент, как я уже говорил, в Литве проживает более трёх тысяч человек, считающих себя татарами по национальности. Еще несколько тысяч их живёт в соседней Польше (я как-то писал об одной татарской деревне в тех краях). Больше же всего татар сохранилось в Беларуси – порядка 7 тысяч.
9.
Но вернёмся к нашей деревне Сорок Татар под Вильнюсом. Её история несколько выбивается из моего рассказа. Основана она была шесть столетий назад после похода Великого князя Витаутаса в Крым. После успешной военной кампании там назад он привёз несколько десятков семей тамошних татар, которым отдал земли неподалёку от Вильнюса. Тогда же в Тракай обосновались и караимы, всё из того же Крыма.
10.
У названия деревни Сорок Татар есть своя интересная легенда. Якобы, здесь поселился именитый татарин из Крыма с 4 жёнами, каждая из которых родила ему по 10 детей. Так появилось и название у этого места.
11.
Сколько сейчас в деревне татар не могу сказать, но именно здесь действует одна из четырёх литовских мечетей. Ей более двух столетий, а построена она была на месте намного более древнего сооружения, которое сгорело во время Наполеоновского вторжения 1812 года.
12.
Здание мечети практически квадратной формы. Жаль мне не удалось здесь попасть во внутрь. По описаниям, это строение отличается тем, что внутри нет такой важной для мусульман детали, как михраб.
13.
Здесь же рядом находится одно из трёх местных кладбищ, которому тоже не одна сотня лет. Многие могилы очень древние с едва различимыми надписями. А часть, и вообще, просто отмечена характерными безымянными камнями.
14.
Есть и несколько современных, хорошо присмотренных могил, которые говорят о том, что татары всё ещё проживают в этой деревне.
15.
Здесь хорошо осознаёшь, что мусульмане в Литве уже давно равноправная часть нашего общества. При этом испокон веков они не несли угрозу местным жителям, а как раз наоборот защищали их от непрошенных гостей. Не правда ли, очень символично для нашего не простого времени?
16.
P.S. Подписывайтесь на мою страницу в Фейсбуке, в ВКОНТАКТЕ, а также в Инстаграме. Смотрите все прибалтийские новости в ТревелБлоге. Cледите за моими путешествиями по Прибалтике и во всем мире! Заходите, подписывайтесь, читайте, комментируйте.
Journal information