Национальный парк долины Смерти стоит особняком от остальных парков США. Его можно смело назвать самым необычным и экстремальным местом Америки. Уже направляясь сюда после “весёлого” ночлега в городке Лафлин (я уже писал об этом аналоге Лас-Вегаса для пенсионеров), мы в общих чертах знали куда попадём. Но, как это часто водится, реальность всегда переплёвывает любые, даже самые талантливые рассказы и красочные фотографии. И всё же писать о долине Смерти очень интересно. А вот насколько это будет интересно читать, решать Вам.
2.
Популярность такого гиблого места, каким оказалась долина Смерти, обусловлена во многом страстью американцев к всему самому-самому на земле. Не даром коммерчески успешная и абсолютно бесмысленная в практическом плане книга рекордов Гиннесса так популярна здесь. Ну, правда, какое мне дело до того у кого самые длинные усы в мире или кто испёк самый большой торт на свете. Но большинство людей почему то этим очень интересуется. Поэтому приставка “самый” гарантирует не только славу книги рекордов Гиннесса, но подчас и хороший денежный доход.
3.
Долина Смерти отмечена несколькими рекордами – как самое засушливое место Соединённых Штатов, как территория с самым жарким климатом из всех национальных парков США, как самая глубокая впадина ниже уровня моря в Северной Америке и, наконец, как точка в Западном полушарии с самой высокой зафиксировано температурой (+57 градусов по Цельсию). Естественно, это информация имеет решающее значение для многих товарищей, решивших включить этот парк в свой маршрут путешествий по западу Америки.
4.
Есть и ещё несколько интересных моментов из-за которых трудно упустить шанс здесь побывать. Возможно, огромная территория этого парка остаётся одной из самых неосвоенных земель в Соединённых Штатах. Здесь очень сложно, вообще, просто жить, а уж тем более чем-нибуть заниматься. А ещё в долине Смерти есть много странных аномалий в виде знаменитых самостоятельно движущихся камней или пустынной рыбки-карпозубика, умудряющейся выжить многие тысячи лет в песке и растворах соли.
5.
Огромная территория парка создаёт ряд неудобств. Более 13 тысяч квадратных километров сложно объехать даже на автомобиле. Соответственно, здесь могут возникнуть проблемы, как с ночлегом, так и с бензином. Цены и на то, и на другое в самом парке заоблачные. Двухместные номера продаются от 200 долларов за сутки вместо положенных 30-40, бензин же здесь стоит не ниже 6 баксов за галлон (выехав за территорию парка цена тут же падает до стандартных 4 долларов).
6.
Да, и нормальных асфальтовых дорог в парке всего несколько. Запредельная жара заставляет также постоянно помнить о жажде. Вода - здесь тоже ходовой товар.
7.
Но все эти неудобства вознаграждаются удивительными неземными пейзажами, оригинальными, ни на что непохожими местными достопримечательностями и странным чувством затерянности всего окружающего мира. Как будто бы нет и никогда не было ни шумного Лас-Вегаса в 300 километрах езды отсюда, ни жизнерадостной Калифорнии, на территории которой и находится этот национальный парк. Уже при въезде в парк температура воздуха неуклонно растёт вверх, достигая своего пика на самом дне впадины древнего моря. Даже в начале апреля она превысила 39-градусную отметку. Какой же ад здесь бывает летом?
8.
Прожигателям жизни из города Грехов долину Смерти стоит включать в список обязательных мест для посещений, ведь, возможно, здесь им станет понятным, что ждёт их душу после жизни без праведного покаяния. А тем же праведникам тоже не мешало бы сюда заглянуть, чтобы понять, что они точно не увидят на том свете.
9.
Вообще, дно солённого моря, вода из которого испарилась многие тысячелетия назад притягивает не мало странных персонажей. Мне вспомнился один из самых известных американских убийц-маньяков и создатель целой секты Чарльз Мэнсон, который планировал построить где-то здесь подземное укрытие и с преданными сторонниками ждать апокалипсиса.
10.
Атмосфера, царящая в долине и правда угнетающая. Страсти добавляют и названия местных достопримечательностей. Например, часть морского дна в виде каменных глыб соли называют со скрытой иронией “Дьявольское поле для гольфа”, а песчаная пустошь с отдельными кочками какой-то местной травы - „Кукурузное поле Дьявола“. Есть здесь и обзорная площадка Данте. Одним словом, чёрного юмора у первооткрывателей долины было не занимать.
11.
Долину смерти можно было бы назвать пустыней, но только очень особенной. Здесь, действительно, почти ничего не растёт. Подчас даже взгляду на этих широких просторах зацепиться не чему. Но в тоже время окружающий пейзаж постоянно меняется, а цветовая гамма радует глаза любого фотографа.
12.
Главной приманкой фотолюбителей в долине Смерти можно назвать цветные складчатые холмы Забриски Пойнт. Щелчки сотен фотокамер нарушают девственную тишину этих мест на закатах и рассветах. Да, и днями здесь пусто не бывает.
13.
Выходец из Польши инженер Крис Забриски, занимавшийся в этих местах разветкой и добычей полезных ископаемых не мог представить себе, что его фамилия всего через сто лет станет нарицательной для тысяч хиппарей и фотографов.
14.
Этот инженер не спроста бывал в долине Смерти. Со времён её открытия европейские поселенцы постоянно что-то здесь искали – серебро, медь и, конечно, золото. Только вот все эти поиски были обречены на провал.
15.
В местечке Эшфорд Милл заезжие туристы могут осмотреть развалины разработок золотоносного рудника. В течении четырёх лет семейство Эшфордов пыталось добывать здесь золото. Ни то чтобы его здесь не было, просто затраты на его добычу не окупали полученные результаты. Так золотая лихорадка в здешних местах быстро сошла на нет, оставив после себя лишь призрачные следы человеческих усилий.
16.
Ничего не получилось и с серебром, и с прочими ценными ископаемыми. Исключение составила лишь руда со странным названием бура – минерал, используемый в производстве мыла. Никогда раньше не слышал о таком! Но оказывается на его добыче можно неплохо заработать.
17.
В своё время буру добывали в долине Смерти и доставляли к ближайшей железнодорожной станции в посёлке Мохаве на оригинальных повозках, запряженных 18 мулами и парой лошадей. Эти десятитонные караваны, ставшие одним из символов Дикого Запада, двигались со скоростью три километра в час и расстояние в 250 километров проходили за 30 дней. Сами того не ведая, в этот день мы практически повторили этот легендарный маршрут за несколько часов. Дело в том, что именно в городке Мохаве в тот вечер у нас была зарезервирован недорогой номер мотеля.
18.
Ещё одна любопытная история из долины Смерти связанна с замком Скотти. Этот дом в стиле испанского ранчо был построен по замыслу местного золотоискателя и пройдохи Уолтера Скотти по кличке Пустынная Крыса около 80 лет назад. Тонко прочувствовав конъектуру этот парень быстро смекнул, что на туристах в этих местах можно заработать значительно больше, чем от поисков золота. Свой проект он представил миллионеру и страховому магнату из Чикаго Альберту Джонсону. Тот согласился на огромные инвестиции, но с условием своей анонимности. Так Скотти придумал легенду о найденной в долине крупной золотоносной жиле, которая и стала источником финансирования для дорогостоящего строительства. Якобы найденное золото кружило умы многим, заставляя приезжать посмотреть на замок-легенду. Таким был прообраз современного туризма в те годы.
19.
Во время поездки по этому национальному парку мы впервые встретелись лицом к лицу, а точнее к морде ещё одного легендарного персонажа Дикого Запада – койота. К нашему удивлению на одном из пустынных изгибов местной дороги этот зверь караулил проезжающие машины. Естественно, завидев издали фигуру койота, многие притормаживали для небольшой фотосессии. Этот местный житель хорошо знал, что от него требуется и позировал во всю, пытаясь выпросить очерёдную подачку. Мы это зрелище тут же прозвали „Шоу пустынного койота в долине Смерти“.
20.
Другое приключение нас ждало в местечке Бэдуотер, в том самом где установлена самая глубокая точка ниже уровня моря. К слову сказать, на самом деле эта точка располагается в нескольких километрах от площадки для туристов.
21.
Здесь же стоит автомат для оплаты проезда по парку. Кстати, любителям халявы вполне можно и не платить 20 баксов за машину. Мы в тот день так и не увидели ни одного рейнджера, которые должны проверять наличие билетов.
22.
Так вот, рядом с парковкой для туристов создан небольшой трейл прямо по белому от соли дну бывшего моря. Жара стояла нестерпимая и в какой-то момент моя жена решила снять обувь. Её примеру последовал и я. Удивительно, но твёрдая соляная корка оказалась прохладной и влажной на ощупь. Встречные с удивлением и ужасом смотре на „крэзи туристо“. Но видя наши довольные лица, многие тут же последовали нашему примеру. И уже через несколько минут половина посетителей Бэдуотера щеголяло босиком по белой поверхности соляной дорожки.
23.
То ли от жары, то ли от долгой дороги, то ли ещё от чего то другого, но в тот день мы ужасно устали. Уезжали из национального парка мы по близлежащей долине Салина. В чем-то это место можно назвать почти точной копией долины Смерти. Здесь тоже когда то было море, от которого остался толстый соляной слой. Только вот на рекорды этим просторам не повезло, поэтому и в территорию национального парка большая часть соседней долины не попала.
24.
Здесь есть немало собственных достопримечательностей, только вот они все другого рода. По дороге нам встретилось не мало заброшенный или почти вымерших посёлков рудакопов и соледобытчиков. Я даже не стал рисковать останавливаться во многих из них. Редкие их жители выглядели как законченные наркоманы и бомжи.
25.
Сюда когда-то была подведена железная дорога, поэтому по пути постоянно попадались брошенные вагоны и даже целые составы, нашедшие на соляных просторах свою конечную точку прибытия. А ещё долину Салина облюбовали летчики близлежащей венно-воздушной базы. Над нами то и дело на низкой высоте пролетали военные истребители.
26.
Тем вечером в мотеле Мохаве я долго размышлял о столь непохожих судьбах двух соседних долин. Америка продолжала поражать нас своими контрастами. А впереди нас ждала Калифорния – удивительный край гигантских деревьев, мощных водопадов, прекрасных пляжей, отличной музыки и самых отчаянных людей на свете!
27.
Journal information