фотоотчёт Грюнвальд-Мальборк 2007



Чесно сказать после семичасового пути по кривым польским дорогам в Грюнвальде нас ждало большое разочарование. На начало битвы мы опоздали лишь на час с небольшим, но, к сожалению, с трудом припарковав машину на кукурузном поле и пройдя пешком ещё пару километров, мы увидели уже разходящиеся толпы народу. На сражение, которое собрало почти 70 тысяч зрителей, мы не попали.


Вместо этого мы очутились на большой ярмарке. Умеют же всё-таки поляки по любому поводу создать базар. Я так и недопонял, что на грюнвальдском поле делали продавцы шляп, китайских игрушек и даже автомобильных инструментов (!). Огромную толпу веселили слоняющееся повсюду парни в латах и девушки в средневековых нарядах, а также несколько музыкальных групп индейцев в трудноописуемых ярких нарядах (очень символично!). В общем всё это напомнило смесь нашего Гарюнай с Акрополем с огромным лозунгом впереди "Кич навсегда!"


Разница была лишь в маштабах и в том, что всё это снимали с большого дирижабля "Дискавери". Видимо вид сверху на 70-тысячную толпу был более живописным, чем то, что мы видели, толкаясь снизу.

Худшего зрелища врядли можно было себе представить, направляясь сюда. Ядовито-горький осадок немного сгладило посещение небольшого музейчика и просмотр там фильма "Крестоносцы". Снятые более 50 лет назад кадры смогли всё же дать прочуствовать в каком легендарном месте мы находимся.

Поддавшись общей покупательской истерии и набрав кучу безделушек на тему средневековья, мы поспешили прочь от Грюнвальда. На выходе меня развеселила сценка у импровизированного станка пыток. Здесь здоровый детина в роли палача фотографировался со всеми желающими на память. В тот момент в станок всунул руки и голову кучерявый негр. Палач вошёл в роль и очень реалистично бил кнутом и махал топором над фотографируемым. На чистом русском он заметил своим приятелям: "Блин, счас бы я сам себя с удовольствием сфотографировал на память." "А ведь это не политкорректно!", - попытался съязвить я, проходя мимо.
Уже вечерело, когда мы въехали в Мальборк - небольшой уютный городок, раскинувшийся вдоль реки Ногаш. Именно здесь более 800 лет назал начал воздвигаться монастырь, которому со временем суждено было превратиться в огромнейшую крепость и столицу тевтонского ордена крестоносцев. Сюда её рыцари чёрного креста перенесли из сирийской Акры и итальянской Венеции. Когда-то территория замка и резиденция Великих Магистров Ордена Госпиталя Пресвятой Девы Марии Дома Немецкого (уф!) или попросту крестоносцев занимала почти 21 гектар площади . Многочисленные глубокие рвы, несколько рядов оборонительных стен укрывали убежеще магистра и его верных монахов-рыцарей.

Чего только не произходило здесь за прошедшие столетия - рыцарские турниры,осады врагов, пиры и состязания. После передачи замка полякам здесь размещалась королевская резиденция, а во время Второй Мировой войны в залах замка присягал на верность Гитлерюгент и провожали на фронт солдат немецкой армии. Волей судеб почти не постродавший в течении семи столетий мальборкский замок был практически полностью разрушен во время советского наступления 1945 года. Неприступный замок, превращенный немцами в опорный пунк обороны был захвачен русскими солдатамив течении 2 дней. Но зато какой кровавой ценой... Реставрационные работы в замке продолжаются до сих пор, что, правда, не помешало включить его в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Мы прибыли в Мальборк под вечер и непрогадали сразу же направившись к самому замку. Вид освещённых в темноте мощных кирпичных стен и башен был фантастически необыкновенным. Этот ночной пейзаж настолько потряс нас, что уже с самого утра за час до открытия музея мы в нетерпении стояли у ворот замка. Внутри мальборкская крепость окзалось не менее замечательным местом, чем и с наружи. Спокойному просмотру многочисленных музейных коллекций мешали только толпы туристов, сновавших повсюду.

Оружейная палата, музей янтаря, библиотека, трапезная, костёлы - всего и не упомнишь. По замку можно бродить часами всё время натыкаясь на что-то необычное.


Особое впечетление на меня произвёл отдельный большой зал, где когда-то распологался костёл Девы Мариив в верхней или Высокой части замка. Здесь реставраторами решено было всё оставить так, как выглядело это после боя 1945 года. Простреляные фигуры магистров из дерева, разрушенные стены со следами шрапнели, полуобгоревшие декорации алтаря - казалось уже войдя сюда, начинаешь чувствовать запах войны, так и не выветревшийся за 60 с лишним лет. Зрелище удручающееся и в то же время удивительное по силе воздействия.


Бродя по многочисленным коридорам и залам замка мы неожиданно для себя забирались в такие места, которые обходили стороной гиды с многочисленными группами. Так мы случайно набрели на частную колекцию украшений, одежды и регалий средневековья разместившуюся в так называемом Дворце Великих Магистров. В тщательно охраняемых и почему-то абсолютно безлюдных помещениях можно было увидеть такие музейные редкости, как королевское знамя Швеции XV века или личные вещи и украшения польских королей.

Также неожиданно для себя мы за умеренную дополнителтную плату поднялись на высшую точку Мальборка расположенную в недавно заново отстроенной башне верхнего замка. Вид оттуда открывался прямо-таки бесподобный. Опять же, как и подымаясь на порядочную высоту, так и спускаясь, нами не было встречено ни одного туриста. И это учитывая то, что во дворах верхнего и нижного замка было сложно протолкнуться.


И детям, и взрослым также запомнились общественные туалеты замка под страным названием "гданиско". Туда нас привёл длинный коридор. Расположенные в башне на отшибе отхожие места представляли собой обыкновенные дырки в полу с той лишь разницой, что вместо ям под ними ничего не было. Через эти отверстия внизу виднелась земля с высоты метров 10-15. Раньше внизу тёк канал, уносящий нечистоты в реку. Для пущей правдоподобности вместо туалетной бумаги рядом с дырками лежали листы зелёной капусты. Короче - экзотика!


На осмотр Верхнего, Среднего и Нижнего замка не хватит и целого дня. Понятно, что за три с лишним часа мы и половины не увидели из того, что стоило посмотреть. Все мы и взрослые и дети с сожалением покидали это удивительное место, строя заранее на будущее планы, когда ещё можно было бы сюда вернуться.

Вечером того же дня я, сидя у компьютера, слышал, как мои дочери с восхищением делились впечатлениями от этой поездки с бабушкой и мамой. Для меня эти рассказы были лучшей наградой за тяжёлую длинную дорогу и усталость этих двух дней самых настоящих рыцарских грёз.

Journal information