Этот репортаж не стоит читать черезчур впечатлительным людям. Польша здесь получилась очень необычная, мистическая и таинственная одновременно. Так уж иногда получается, что там, где кончается история и начинаются тайны, без мистики не обойтись. Во время нашего недавнего путешествияпо польским землям бывшей Восточной Пруссии мы искали следы немецкой культуры и быта. И нашли их здесь в избытке. К нашему удивлению, поляки сохранили почти в полной неприкосновенности многочисленные следы того государства, которое уже 70 лет, как исчезло со всех географических карт, разорванное по кускам и полностью ассимилированное. Правда, подчас мы находили очень странные свидетельства той ушедшей эпохи. В этом рассказе речь пойдёт о фамильных склепах древних прусских родов и о заброшенном немецком имении, затерявшегося на самой границе между Польшей и Калининградской областью. Об этих местах вы навряд ли прочтёте в путеводителях, да и указателей вдоль дорог к ним нет. Ведь достопримечательности эти всё-таки очень специфические. Возможно, в этом причина того, что большинство не только приезжих гостей, но и самих поляков пока даже не догадываются об их существовании. Я и сам натолкнулся на фото странного фамильного склепа в форме пирамиды почти случайно, составляя маршрут нашего следования по картам Гугла. Именно с этой так называемой „пирамиды Рапа“ началось наше путешествие по загадочным местам бывшей Восточной Пруссии.
2.
Где-то на этих просторах Польши между городами Голдап и Венгожево затерялся совсем небольшой и довольно обычный посёлок Бане Мазурске (Banie Mazurskie). Здесь надо свернуть с главной дороги в сторону Калининградской области и проехать по лесной дорожке около 10 километров. Где-то в конце этого пути посреди болотистого леса внимательный путник заметит ровную просеку со странным зданием вдалеке. Знаков здесь пока никаких нет, денег за проезд и осмотр тоже пока никто не берёт. Предприимчивые поляки ещё до сюда не добрались, поэтому стоит быть внимательным. Мы и сами с первого раза проскочили нужный поворот.
3.
Аккуратно расчищенная дорожка по старинной насыпи посреди лесных болот ведёт к старинной гробнице семьи фон Фаренхайд. Её здание квадратной формы имеет странную пирамидальную конструкцию крыши почти 17-метровой высоты. Место это удивительное и таинственное одновременно. Вход в гробницу замурован, но сквозь решётки окон не сложно разглядеть внутри четыре старинных гроба разной величины.
4.
Местные жители могут рассказать много интересного о пирамиде Рапа. Они верят, что место было выбрано для постройки склепа особенное, обладающее некой энергией. Доподлинно известно, что похороненный здесь же барон Фриц Вильгельм фон Фаренхайд был большим ценителем и знатоком культуры Древнего Египта. Таинственный склеп был построен в 1811 году и её оригинальный купол представлял собой как бы уменьшенную копию одной из египетских пирамид. Это странное сооружение было создано для захоронения младшей и любимой дочери барона Нинетт, которая в трёхлетнем возрасте скоропостижно скончалась от скарлатины.
5.
Позже здесь были захоронены и другие члены семьи фон Фаренхайлов, включая самого барона. Огромное состояние барона постепенно пришло в упадок. Сохранился лишь старинный особняк в нынешнем Озёрске, да этот фамильный склеп. До недавнего времени в эту старинную усыпальницу мог войти любой желающий. Семейные гробы стояли открытыми и в них можно было увидеть полностью мумифицированные тела фон Фаренхайдов. Болотный воздух и влажность странным образом способствовали консервации мёртвой плоти. При этом многие посетившие эти места чувствовали странную ауру этого места.
6.
До Второй Мировой войны здесь было девять гробов, пять их которых бесследно исчезли. Лет десять назад вход замуровали, а гробы закрыли. Это было связано с актом вандализма произошедшим неподалёку в ещё одном старинном немецком склепе семьи Стейнертов. Немного напуганные, но ещё более заинтригованные мы тут же отправились туда.
7.
Нужный поворот был обозначен простым бумажным листком с названием. Сначала мы проехали маленькую деревушку Заклзе Велке (Zaklcze Wielkie) с сохранившимся старинным зданием немецкой усадьбы, а затем по каким-то лесным тропинкам выехали на опушку леса. Здесь мы обнаружили ещё один старинный семейный склеп.
8.
На входе мы увидели два больших каменных блока с вытесанными фигурами сердец.
9.
Само квадратное здание склепа оказалось заперто, но записка на двери свидетельствовала, что при желании за ключами можно обратиться в той самой ближайшей деревушке, которую мы только что проехали. Здесь так же через решётки окон можно было заглянуть во внутрь склепа.
10.
Гробница была устроена на двух уровнях. На нижнем на простых деревянных досках лежало два открытых гроба. Внутри их мы различили два мумифицированных тела. Даже несмотря на яркий солнечный день, всем нам стало немного не по себе. К сожалению, о покоящейся здесь семье Стейнертов я почти ничего не узнал. Где-то прочитал лишь, что тела принадлежат по-видимому бывшему владельцу усадьбы и молодой женщине 20-ти лет, возможно, его невесте или жене.
11.
Некогда богато отделанный склеп был несколько раз частично разрушен и ограблен, а лет десять назад вандалы похитили крышки гробов и часть внутренней облицовки склепа. Тогда же таинственно исчезла и голова одного из тел. С тех пор это место стали тщательно запирать . Можно лишь гадать о том, кому потребовалось тревожить прах давно умершей влюблённой пары, покоящейся в этом тихом укромном месте и как подобный вандализм приняли по ту сторону жизни и смерти. Будучи здесь, впору задуматься о вечности и о неизбежности смерти.
12.
Нашу необычную поездку в тот день завершило посещение заброшенного дворца в Мейдунишках (Mieduniszki).
13.
Места здесь совсем уж дикие и малозаселённые. До границы с Калининградской областью отсюда меньше двух километров. Асфальтная дорожка по пути сюда сменилась старинной бутовой дорогой.
14.
Петляя по этой глуши, я в какой-то момент начал чувствовать себя, словно путешественник по времени, всё глубже проваливающийся во временную дыру.
15.
Полуразрушенное имение затерялось в глубине леса, некогда бывшего парком. Когда-то здесь тоже были владения барона фон Фаренхайда, которые после его смерти были распроданы. То, некогда величественное двухэтажное здание с мансардой, руины которого можно увидеть теперь, было построено в 20-ых годах прошлого века.В послевоенные годы поляки разместили здесь управление местного совхоза. Затем оно попало в частные руки.
16.
Видимо, в силу удалённости и необжитости этих мест, а также из-за близости границы, в конце концов, поместье оказалось полностью заброшенным.
17.
То, что мы увидели, было лишь тенью былой красоты этого места. Часть здания сгорела и обвалилось, превратившись в руины. Но правое крыло сохранилось очень не плохо.
18.
Мы смогли спуститься в подвал, а затем подняться под самую крышу.
19.
Бродить по эти опустошенным временем коридорам и лестницам было и жутко, и интересно одновременно. Во многих комнатах под ворохом мусора и слоями облупившейся краски ещё можно было распознать следы величественного прошлого.
20.
В какой-то мере мы вторглись в царство теней и призраков прошлого. Кто знает какие потусторонние существа обитают теперь в этих покоях. Реальность ведь всегда страшнее даже самого ужастного фильма. О живых людях здесь теперь вообще мало, что напоминает.
21.
На удивление, внутри здания почти не было современного мусора. Люди давно покинули его, оставив поместьена волю природных стихий.
22.
Можно предположить, что ещё лет 20 или 30 и это поместье навсегда исчезнет с лица земли, превратившись в часть окружающего его леса. Местные жители пользуются лишь старинными зданиями амбаров, всё еще хранящими следы немецкой культуры в виде крестовых окон и узких бойниц.
23.
Неподалёку мы обнаружили и парадные ворота, контуры которых были с трудом различимы под сенью разросшегося кустарника.
24.
Именно здесь мы почувствовали, как легко растворяется прошлое в настоящем и как бысто поглощает тлен и забвение то, что кажется совсем недавно было наполнено жизнью и смыслом.
25.
На этом наше путешествие по землям Восточной Пруссии не заканчивалось. Впереди нас ждали военные объекты времён Второй Мировой войны, замки крестоносцев и красивейшие монастыри. Но об этом я расскажу позже.
Journal information