Белоруссия - страна с огромным потенциалом и богатым историческим прошлым. Жаль только постоянные войны, переделы собственности, перекройка границ почти полностью уничтожили культурное наследие этой немалой территории Европы. Но удивительные пласты богатого прошлого до сих пор можно обнаружить на её бескрайних просторах. Чего только стоит небольшой городок Ружаны с своей удивительной историей...
Этому городку раскинувшемуся на живопистных холмах у реки Ружанки уже более 500 лет. В первую очередь всех приезжающих сюда путешественников влекут развалины уникального дворца Сапегов, который в своё время заслуженно называли "белорусским Версалем". Мы не были
исключением...
Долгое время этим дворцом, построенным в стиле итальянского барокко архитекторами из Флоренции на месте старого замка Тышкевичей, владел богатейший княжеский род Сапегов. Военачальники, дипломаты и царедворцы из этого семейства составляли элиту Великого княжества Литовского и постоянно конкурировали с Радвиллами, ещё одним знаменитым литовским родом. В этом дворце в разные времена гостили многие польские короли и великие князья Литвы - Жигимонт I, Жигимонт II Ваза, Владислав IV. Говорят бывал здесь и шведский король Карл XII, вечный противник Петра Первого. В своё время этот дворец служил укрытием для казны великого княжества Литовского. Здесь же временно хранились мощи Святого Казимира, небесного покровителя Вильнюса. Сапеги в отличии от Радвиллов всегда выступали против русского влияния, что и погубило в конце концов их владычество. В итоге Ружанский дворец оказался продан местным богатым евреям, которые без всяких сентементов оборудовали здесь суконный завод. Две мировые войны, пожары и пофигизм местных жителей практически завершили уничтожение этого памятника культуры.
Теперь, бродя по развалинам, ещё до конца не растерявшим всей своей мощи и красоты, можно только догадываться, как бы этот дворец мог выглядить в наши дни, если б не беспощадное прошлое этих мест.
Eщё сохранились аркады с двойными портиками колонн, идущие от центрального самого старого здания княжеского дворца. Они и в наше время придают этим развалинам бесподобный аристократический вид забвения. Когда-то отсюда открывался великолепный вид на расположившийся внизу парковый ансамбль, который имел радиально-колцевую планировку аллей. Там же было расположенно множество искуственных водоёмов, птичники и зверинец. Сейчас отсюда видны лишь нестройные ряды домов и бесформенные нагроможления кустов и деревьев.
К аркадам примыкают в виде полукруга полуразрушенные стены западного и восточного корпусов дворца. Главный же корпус по центру занимал площадь почти в полтора гектара. Теперь в этих развалинах с большим трудом угадываются контуры великолепной парадной лестницы, огромного бального зала и роскошного вестибюля. И уже практически невозможно узнать, где здесь находились богатая библиотека, арсенал, "скарбец" или сокровищница за железными дверьми и часовня с алтарем.
В этом хаосе полуарок, проломленных стен, дверных и оконных проемов где-то затерялись и многочисленные гадеробные и лакейские помещения. С огромным трудом можно себе представить и паркетные полы, и скульптуры с картининами, и белокаменные печи с кафельными каминами, и большие зеркала, коих когда-то здесь было множество.
В провалах полов видны гигантские в несколько этажей подвалы, практические полностью завалиные мусором и щебнем.
Параллельно дворцу на расстоянии нескольких сот метров размещались въездные ворота в виде триумфальной арки, к которым примыкали здания для охраны и канцелярии. Здесь на удивление видны следы начавшейся реставрации, совсем не вяжущейся с картиной общего запустения и разрухи.
Удручающую картину дополняют филосовские размышления на стенах. "Всё может быть, всё может статься..." Это место с огромной энергетикой невольно заставляет задуматься о вечности времени и сиюминутности мгновения человеческой жизни.
Завешить эту удивительную историю мне хочется поразившим меня фактом. На протяжении всей истории Ружан еврейская община служила основной здешней экономики. Еженедельные ярмарки собирали тысячи людей со всей округи.К началу второй мировой войны из пяти тысяч общего населения Ружан, евреи составляли более четырёх тысяч. После же войны в родной город их вернулось лишь трое человек. На данный момент в этом городке нет ни одного еврея! Не правда ли, очень символично...
Journal information