В стародавние времена зрителей на различного рода шоу зазывали кричащими названиями афиш.
“Кудесники в цилиндрах“, „Шаманы музыки“, „Укротители механических импровизаций“ или „Повелители громких пауз и хаоса тишины“ – именно такими заголовками пестрели бы афиши, сообщающие о концерте легенд русского рока группы „Пикник”, если бы они концертировали лет 100 назад. И думаю их концерты бы были тогда аншлаговыми. Но реальность наших дней такова, что в моём родном Вильнюсе об такой группе слышали совсем немногие, да, и вообще, к русской музыки с силу многих обстоятельств отношение в Литве сейчас предвзято прохладное. А зря, ведь то шоу, которое легендарный „Пикник” устроили около месяца назад на небольшой театральной сцене в местном Театре Танца достойно было быть увиденным и услышанным многими.
Ну, а я всё же попал на него и, как мне кажется, даже рассказ об этом мероприятии получился очень впечатляющим.
2.
Последнее время я не часто хожу на концерты и эта рубрика в моём блоге немного зачахла, но концерт “Пикника” вдохновил меня на продолжение этих репортажей.
Для меня эта группа всегда ассоциировалась с концом 80-ых и ленинградским рок-клубом. Золотое тогда было время! Каждый день мог мне подарить тогда нечто, что переворачивало все представления о мире. Пластинка „Пикника“ с альбомом „Иероглиф” была как раз одним из таких чудесных открытий. Тягучие электронные обработки, необычные тексты и гармонии сразу же покорили меня. Альбом был заслушан до дыр, а многие тексты выучены наизусть.
Многие русские группы тогда я любил до обожания. Потом началась взрослая жизнь и свои музыкальные проекты. И вот на рубеже 40 лет лично для меня началось переосмысление всего того, что в юности черпало моё вдохновение.
Слава Богу немалое количество тех музыкальных проектов живо до сих пор и активно концертируют. Часть из них побывала и в Литве. На такие концерты я всегда хожу с особым удовольствием. Вспоминаются приятные мгновения с концертов „Аукцыона“, „Звуков Му“ или „Крематория”. Каждый раз это было особенное событие! Вот пришёл черёд и „Пикника”.
3.
На подобные мероприятия всегда идёшь с некоторым опасением. Не скурвились ли старые кумиры? Не разменяли ли своё творчество на звонкую монету или алкоголь? Не зазвездились ли?
В случае с „Пикником” все мои ожидания оказались неверными. Живое исполнение известных и неизвестных мне песен оказалось во много раз более захватывающим, чем я мог предполагать. Можно сказать я побывал на настоящем театральном представлении с объемными проекциями, странными гротесковыми существами и оригинальными механизмами.
4.
То были лишь декорации к исполняемым песням, но всё это создало незабываемую обстановку некой сказочной нереальности происходящего. Недаром главный вдохновитель группы Эдмунд Шклярский когда-то учился на строителя атомных станций. За более чем 30 лет существования „Пикника“ он сумел создать удивительное детище.
5.
Маленький щуплый человечек в тёмных очках с гитарой совсем не похож на привычный нам образ рок-звезды. Таковым он никогда не являлся. Огромный талант Шклярского выразился в музыке, стихах и целом океане невероятных идей, которые он смог осуществить за долгую и далеко не всегда лёгкую жизнь рок-музыканта.
Кроме него на сцене был лишь ещё один человек, играющий в группе с 80-ых годов – барабанщик Леонид Кирнос.
6.
Басис Марат Корчемный пришёл в „Пикник” уже в 2003 году, а долгое время очень важные в музыке группы партии клавишных инструментов исполнял Сергей Воронин. После его смерти 9 лет назад казалось дальнейшая карьера „Пикника” была поставлена под сомнение. Но у Эдуарда Шклярского вскоре появилась достойная замена в лице собственного сына Стаса. Удивительным образом неповторимый тембр голоса отца передался по наследству и сыну.
7.
Именно в таком составе группа и выступала в Вильнюсе. Нельзя забыть упомянуть и о сценографисте. Хоть я не знаю имени главного актёра на сцене, но без него шоу бы превратилось в обычный временами скучный рок-концерт. Наполненные алегориями тексты „Пикника“ очень удачно подходят под театральные импровизации.
8.
Но неудавшемуся строителю атомных станций Шклярскому этого оказалось мало. В сценографии он решил использовать множество собственных странных изобретений. Одна „живая виолончель“ или „аппарат Морзе“чего стоит!
9.
Все странные предметы на сцене ждали своей очереди, чтобы ожить в какой-то момент и удивить слушателя.
10.
И, конечно, отдам должное анимационно-художественным проекциям. Они безёсловно придавали окраску и новый глубокий смысл старым и новым песням „Пикника“.
11.
Кстати, группа в Вильнюс приезжает уже со вторым концертом (на первый у меня не получилось сходить) и на этот раз с презентацией нового альбома „Чужестранец“. Новые песни показали, что „Пикник“ уже давно нашёл свой путь к успеху и твёрдо идёт выбранной дорогой.
12.
Ну, а для старых поклонников настоящей отрадой стали старые хиты группы, которых у неё скопилось за долгие годы множество. „Праздник“, „Ты вся из огня“, “Фиолетово-чёрный“, „Говорит и показывает”, „ Мракобесие и джаз“ или “Египтянин” – многие из этих песен пелись всем залом.
Конечно, не обошлось и бес продолжительного биса.
Удивительно и то, что этот концерт очень понравился и моей 13-летней дочери. История группы ещё далека до завершения, а на смену старым поклонникам приходят новые.
13.
Этот рассказ я хочу закончить строчками старой песни„Пикника“, которые вот уже более 25 лет не выходят из моей головы, подчас придавая особый смысл многим вещам в этой жизни:
„Моё имя – стёршийся иероглиф,
Мои одежды залатаны ветром.
Что несу я в зажатых ладонях
Меня не спросят и я не отвечу...“
14.
И, традиционно, несколько видеофрагментов помогут более явно предать атмосферу того концерта:
Journal information