lavagra (lavagra) wrote,
lavagra
lavagra

Categories:

Как я побывал в застенках тюрьмы Гестапо и КГБ прямо в центре Вильнюса

tiurma08

Вильнюс - город неоднозначный! Многие влюбляются в уютную атмосферу его обшарпанных улиц, другим же может не понравиться его некоторая неухоженность и  постсоветская неустроенность. Но есть в этом городе и по-настоящему мрачные тяжёлые места, где можно прочувствовать его непростую историю.

Прямо в самом центре Вильнюса на главном проспекте Гедиминаса стоит огромный дом в неоклассическом стиле. Не смотря на красивый фасад, от него так и веет чем-то неосознанно жутким. Неудивительно, ведь  тут долгие годы решались судьбы тысяч людей. Теперь здесь открыт музей Жертв Геноцида, а в простонародье это здание  всегда называли домом КГБ.

Раньше очень немногие хотели попасть сюда по собственному желанию. Теперь же сюда обязательно стоит прийти ради единственного в своём роде музея КГБ на всем пространстве бывшего Советского Союза.

tiurma17
2.

Да-да, удивительно, но в самой России нет музея ни НКВД, ни ФСБ, ни КГБ. И это учитывая, что президент России – бывший подполковник КГБ! Правда, в Москве ещё по приказу Андропова  в годы перестройки был организован подобный музей, но он уже давно закрыт по непонятным причинам. Похоже, во многих постсоветских странах это тема до сих считается запретной для рядового обывателя. Да, и сама история этой организации далеко не однозначна. Можно вспомнить, к примеру, что все руководители сначала НКВД, а затем МГБ Ягода, Ежов, Берия, Меркулов и Абакумов, в итоге, и сами были расстреляны.

tiurma09
3.

Что-то типа небольших музеев, посвящённых деятельности комитета Государственной Безопасности, созданы в Таллине и Праге. Но в Вильнюсе музей Жертв Геноцида намного интересней и своей уникальной экспозицией и местом расположения.

tiurma19
4.

Теперь этот музей занимает лишь часть огромного здания, построенного ещё в 1899 году. Тогда оно носило громкое имя – Дворец Правосудия Виленской губернии. Чуть позже был здесь и революционный трибунал, и пункт приёма добровольцев в литовскую армию, и польский суд. В 1940 году здесь обосновалось управление НКВД, которое оборудовало в подвалах здания следственный изолятор. Через год новым немецким властям тоже приглянулось это место и тогда здесь располагается местное отделение Гестапо. Тюремные подвалы тогда тоже не стояли без дела. Ну, а с окончанием войны здесь уже надолго вселяются органы МГБ, позже переименованные в КГБ.

tiurma02
5.

Нынешний музей Жертв Геноцида не сложно обвинить в тенденциозности и однобокости. Ведь деятельность КГБ сводилась не только к слежке, дознаниям, давлению, депортациям, компроматам, провокациям и запугиваниям. Государственная безопасность включала в себя охрану государственных границ СССР,  оперативно-разыскную деятельность, борьбу с настоящими преступниками, а также ловлю и внедрение шпионов. Но всё же в глазах многих тысяч людей основной целью этой организации была борьба с инакомыслием. Именно в этом ключе и выполнена большая часть экспозиции музея.

tiurma03
6.

Его первый этаж посвящён партизанской борьбе Литовской Армии Свободы или проще сказать "зелёным братьям". Я уже писал в своём журнале на эту тему. Не мало этих то ли повстанцев, то ли бандитов прошли через вильнюский следственный изолятор. Часть непримиримых врагов советской власти были здесь же и расстреляны.

tiurma21
7.

Второй этаж музея включает в себя экспозицию о повседневной работе местных кэгебистов. Здесь собрана богатая коллекция печатей того времени. Эти куски дерева и резины были важным атрибутом власти и с их помощью решилась человеческие судьбы.

tiurma20
8.

Сохранилось здесь и множество других экспонатов из ещё казалось бы совсем недавнего советского прошлого: настольные календари, телефоны, противогазы и даже профессиональная фотолаборатория.

tiurma24
9.

Всё это было когда частью реальной жизни в немного сюрреальном прошлом.

tiurma25
10.

Я обратил внимание на старый диплом с клятвой молодого чекиста. Наверное, это было очень тяжело тогда одновременно оставаться бдительным, вести неустанную борьбу с империализмом и верить в торжество коммунизма. Ведь всё-таки здесь сидели живые люди, а не роботы.

tiurma22
11.

Но самая интересная часть музея находится внизу.

tiurma23
12.

Здесь в полуподвальных помещениях теперь воссоздан следственный изолятор. Проще его назвать небольшой тюрьмой для самых избранных. Ведь многие из подследственных здесь месяцами ждали своей участи. Таких в простые тюрьмы нельзя было отвозить. Сюда везли священников, офицеров, политиков. Попадало в этот изолятор  немало и людей попроще – крестьян,купцов, солдат. Немцы же в годы войны забивали камеры евреями.

tiurma18
13.

Всех этих людей объединяло одно – по мнению властей они были врагами существующего строя. Кое-кого здесь обрабатывали и вербовали. Многих же просто после дознаний и соответствующих распоряжений сверху перенаправляли в соответствующие по профилю лагеря и тюрьмы. Но немало людей так и не вышло из этого изолятора живыми.

tiurma04
14.

Удивительно было увидеть здесь следы многочисленных покрасок. Стены буквально рассказывают сами свою печальную историю.

tiurma05
15.

Железные двери с окошками и лампочками здесь все пронумерованы.

tiurma13
16.

Особенно тяжёлое ощущение остаётся от изолятора с мягкими безшумными стенами.

tiurma10
17.

Пытали здесь и более изощрённо. Где-то в самой середине изолятора воссозданы комнаты, которые заполнялись снизу ледяной водой. Заключённые могли стоять лишь на железных скользких тумбах, слегка выступающих над уровнем воды.

tiurma15
18.

Сбежать из этого изолятора, находящегося в самом центре города было невозможно. Но для пущей охраны в стенах были проделаны наблюдательные посты с пулемётными точками.

tiurma11
19.

Во внутреннем дворике размещались небольшие отсеки для прогулок. Здесь же в соседнем корпусе размещалась расстрельная камера. Это, пожалуй, теперь самое мрачное место в музее. При реконструкции в его стенах были обнаружены пулевые отверстия, а на полу чьи-то разбитые очки. Их так и оставили лежать под оборудованным стеклянным полом на земле.

Атмосфера этого помещения особенно тяжёлая. По монитору телевизора здесь безостановочно по кругу крутят постановочный фильм о будничном расстреле какого-то польского генерала.

tiurma14
20.

Уже позже в советские годы хоть тюрьма и не прекратила своего существования, методы КГБ стали более гуманными. В изоляторе даже была оборудована библиотека.

tiurma16
21.

Да, и в камерах поубавилось заключенных.

tiurma07
22.

Расстрелы же ушли в прошлое.Тем не менее смысл существования КГБ не изменился. Давление, провокации, клевета и запугивания были всегда основными инструментами работы этой организации. И пусть идейные работники свято верили в свою правату и близость построения пресловутого коммунизма, от этого людям, попавшим сюда поневоле, не было легче.

tiurma01
23.

В одной из камер сохранили огромные мешки с кучами порезанной бумаги. В 1991 году работники КГБ перед уходом массово уничтожали все документы. В этих мешках хранятся чьи-то тайны, судьбы и планы. КГБ была и остаётся загадочной организацией, чьё влияние на нашу жизнь было огромно.

tiurma06
24.

А музей Жертв Геноцида я смело могу назвать одним из самых интересных в Вильнюсе и рекомендовать к обязательному посещению. Тем более цена за билет в два евро кажеться смехотворной. У этого музея есть не менее интересный филиал в другой части города - Тускуленай. Там было обнаружено массовое захоронение растрелянных в изоляторе заключённых. Но об этом я расскажу в другой раз...
Tags: Вильнюс, Литва, музеи мира, тюрьмы мира
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo lavagra march 7, 2022 07:00 69
Buy for 400 tokens
Новые времена рождают новые достопримечательности! И они подстать и нашему непростому времени! Трудно поверить, но в Вильнюсе вдруг стал необычайно популян дом под названием Москва. Он стоит в самом центре города, но до сих пор его мало замечали. Его начали строить ещё 15 лет…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments

Recent Posts from This Journal